Под колпаком: как нами управляют приложения для знакомств и родительского контроля
Не все полезные приложения безвредны: часто они без ведома пользователя передают его данные третьим лицам, которые в дальнейшем навязывают рекламу. А в адрес приложений для знакомств и родительского контроля и вовсе звучат обвинения в нарушении норм этики и зарабатывании на уязвимых группах населения
В 2014 году доцент Принстонского университета Джанет Вертези решила скрыть от вездесущих интернет-маркетологов, что она ждет ребенка. Лично сообщив семье и друзьям о своем положении, Джанет следила, чтобы информация о беременности не появилась в социальных сетях. Вертези всюду расплачивалась наличными, а в интернет выходила только через Tor — программное обеспечение, гарантирующее онлайн-анонимность. Рассказывая о своем опыте на конференции Theorizing The Web, Джанет иронизировала, что ей должны выдать награду за самое креативное использование этой сети: «Я знаю, что у Tor плохая репутация из-за торговли биткоинами и наркотикам, но я использовала его, чтобы ходить на сайт BabyCenter.com». Эксперимент удался — контекстная реклама с товарами и услугами для беременных не появлялась в лентах Джанет, но и в 2014 году, и сегодня большинство женщин находятся под постоянным пристальным контролем веб-маркетологов. Беременность, фертильность и менструация являются целями брендов в погоне за прибылью.
Заработать на беременности
Для корпораций и стартапов, разрабатывающих приложения для отслеживания менструации и фертильности, 2021 год начался с судебных исков и публичных обвинений. В январе Федеральная торговая комиссия США подала жалобу на разработчиков трекера Flo, который делился личными данными пользовательниц с Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и сервисами мобильной аналитики AppsFlyer и Flurry. В жалобе говорилось, что вся информация, поступающая третьим лицам, касалась женского цикла, беременности и родов. Flo не установил никаких ограничений компаниям-партнерам, и они использовали полученные данные в рекламных целях. В ответ на обвинения руководители стартапа заявили, что не видят за собой никаких нарушений. По их словам, вся информация третьим лицам передается только с согласия пользовательниц, а сам Flo стремится к тому, чтобы конфиденциальность данных женщин, доверивших им свое здоровье, оставалась на первом месте.
Общий регламент Европейского союза по защите персональных данных относит всю информацию, касающуюся здоровья, к категории особо охраняемой — ее нельзя обрабатывать и передавать без согласия владельца. В 2019 году организация Privacy International, выступающая за неприкосновенность частной жизни, опубликовала расследование о намеренной утечке данных из приложений для мониторинга цикла. В список нарушителей попал стартап Maya — на тот момент количество его загрузок в Google Play составляло 5 млн. Пользовательницы фиксировали в приложении информацию о своем самочувствии, симптомах, приеме противозачаточных средств и последнем половом акте, после чего трекер передавал данные в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Чтобы обойти запреты регламента Европейского союза, разработчики Maya намеренно использовали туманные формулировки в политике конфиденциальности. Они не скрывали, что приложение может делиться данными с третьими лицами, но и не акцентировали внимание на том, что эти данные будут касаться здоровья и личной жизни.