Зачем мы смотрим фильмы про мир после конца света?
Проблемы, которые решают герои постапокалиптических фильмов, далеки от наших. Да и заброшенные города в отличие от фэнтези-миров не кажутся привлекательным местом для проживания. Почему же тогда жанр постапокалипсиса так любим многими? Разбираемся вместе с психоаналитиком Татьяной Паничкиной.
Фильмы про постапокалипсис (мир после конца света) напоминают ночной кошмар, но в этом и парадокс: чем безрадостнее выдуманная картина, тем притягательнее она выглядит. Поклонников этого жанра привлекает новая реальность, сильно отличающаяся от привычной. Здесь вместо того, чтобы ежедневно проводить время в пробках и ходить на работу, нужно выживать — спасаться от пришельцев или зомби, искать и строить укрытия, добывать пищу.
Но ведь уйти от обыденности можно и другими способами: отправиться волонтером в тропические страны или переехать в горы, где не будет городской суеты. Однако смена места жительства или рода деятельности пусть и обещает уход от надоевших будней, но сохраняет жизнь в привычном виде — с правилами и моралью.
Мир детей без взрослых
Ситуация постапокалипсиса на кинопленке символизирует скорее возвращение к первобытному строю, где действуют законы дикарей. В частности, в таком мире, где каждый сам устанавливает правила, оказываются герои «Водного мира» или «Книги Илая».
«Постапокалиптический сюжет очень похож на наше бессознательное, — объясняет психоаналитик Татьяна Паничкина. — Это место, в котором не действуют законы: в нем нужно выживать и можно поступать так, как хочешь. Это мир детей без взрослых».
В обычной жизни мы часто подавляем импульсы, исходящие из бессознательного, и ведем себя согласно требованиям общества. Зато постапокалиптическая фантазия дает возможность хотя бы ненадолго отпустить на волю сдерживаемые эмоции — например, позволить себе быть грубым, а иногда и жестоким.