Умер Михаил Горбачев. Жизнь первого и последнего президента СССР — в фотографиях
30 августа в Москве после продолжительной болезни на 92-м году жизни умер Михаил Горбачев — один из самых знаковых политиков XX века, символ свободы для одних и противоречивая фигура для других. Вспоминаем, чем запомнилась эпоха Горбачева.
Михаил Сергеевич Горбачев родился 2 марта 1931 года в селе Привольное Красногвардейского района Северо-Кавказского края (современное Ставрополье) в семье механизатора машинно-тракторной станции и работницы колхоза.
В 1955 году окончил юридический факультет МГУ, а в 1967-м — заочное отделение Ставропольского сельскохозяйственного института по специальности «агроном-экономист». С 15 лет работал помощником комбайнера, а после получения высшего образования устроился в краевую прокуратуру, но почти сразу занялся комсомольской работой.
В комсомольскую партию Михаил Сергеевич вступил в 1951 году и быстро набрал обороты: после должности заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды Ставропольского краевого комитета ВЛКСМ пересел в кресло первого секретаря и члена бюро Ставропольского городского комитета КПСС, а с 1970 по 1978 год занимал пост первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС. В 1978 году наступил переломный момент: Горбачев переехал в Москву, поскольку на очередном пленуме был избран секретарем ЦК КПСС. В новой должности он занимался вопросами сельского хозяйства. Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаила Горбачева избрали 11 марта 1985 года — после смерти Константина Черненко и по предложению министра иностранных дел Александра Громыко. 54-летний ставрополец казался молодым и многообещающим руководителем на фоне предшественников. Так, собственно, и вышло.
Из воспоминаний Горбачева об избрании генсеком:
«В СССР менее чем за три года, один за другим, ушли из жизни три генеральных секретаря, три лидера страны, несколько наиболее видных членов Политбюро. В конце 1980 года скончался Косыгин. В январе 1982 года умер Суслов. В ноябре — Брежнев. В мае 1983 года — Пельше. В феврале 1984-го — Андропов. В декабре — Устинов. В марте 1985-го — Черненко. Был во всем этом какой-то символический знак. Умирала сама система, ее застойная, старческая кровь уже не имела жизненных сил. Я понимал, какое бремя на меня ложится. …Дома встретили меня торжественно. Все были взволнованы, но ощущалась и тревога. Раиса вспомнила в своей книге (это у нее в дневниках было), что внучка Ксения сказала мне: «Дедуленька, я тебя поздравляю, желаю тебе здоровья, счастья и хорошо кушать кашу». «Расхлебывать кашу» мне действительно пришлось…»
23 апреля 1985 года Михаил Горбачев объявил о начале программы реформ, направленных на демократизацию власти, позже из уст самого Горбачева получившей название «перестройка». В том же году была подписана резолюция о гласности. В частности, в этот период стали печататься многие прежде запрещенные в СССР литературные произведения (например, “Собачье сердце” Булгакова), перестали глушить зарубежные радиостанции, были освобождены многие диссиденты, из политической ссылки вернулся академик Андрей Сахаров, была начата широкая кампания по реабилитации жертв политических репрессий.
В мае 1985 года ЦК КПСС развернул масштабную кампанию по борьбе с “таким уродливым явлением, как пьянство”. Газеты пугали статистикой (“До 1985 года через медвытрезвители ежегодно проходило около 9 миллионов человек"), но на деле при 157-миллионном населении подобные цифры были каплей в море. Конечно, проблема вырисовывалась — в первую очередь из-за ускоренной урбанизации: к 80-м годам выросло первое поколение городских жителей, чьи бытовые привычки сильно отставали от изменения бытовых же условий. Карательные меры за пьянство обсуждались еще в апреле 1985-го: тогда предлагалось, например, увольнять за появление на работе в нетрезвом виде (и грозить исключением из КПСС), закрывать подсобные рестораны в райкомах, увеличить штраф за самагоноварение в 10 раз, запрещать банкеты. После вступления Указа в силу “сухой закон” распространялся по регионам на усмотрение руководства: например, первый секретарь горкома Виктор Гришин распорядился закрыть многие магазины спиртных напитков в Москве. Остальным разрешалось отпускать ликеро-водочные продукты с 14 до 16 часов или с 16 до 19. На слуху осталась скандальная акция по вырубке виноградников на юге страны, споры о реальности которой ведутся до сих пор (член политбюро Егор Лигачев, например, называл это “злостным враньем”). Тем не менее, по некоторым данным за время кампании уничтожили 30% виноградников, притеснялись селекционные работники, покончил с собой один из ведущих ученых-селекционеров Павел Голодрига, обострились отношения с Венгрией, Румынией и Болгарией, поставляющими вино в СССР. Сухой закон сошел на нет в 1988-м из-за нарастающего общественного недовольства. В 2015 году Михаил Горбачев назвал алкогольную кампанию “ошибкой в том виде, в котором она проводилась”.