Риад Маммадов — как строится карьера классических музыкантов в России?

ForbesРепортаж

«Свобода определяется рамками»: как пианист Риад Маммадов переосмысляет классику

Как сегодня строится карьера классических музыкантов в России? Можно ли исполнять Скрябина и азербайджанский джаз одновременно? Насколько справедлива культура отмены? Об этом Forbes Life поговорил с пианистом и музыковедом Риадом Маммадовым

Юлия Варшавская, Екатерина Алеева

Риад Маммадов (Фото DR)

Пианист Риад Маммадов — тот редкий представитель классической музыки, который в своем творчестве выходит далеко за академические рамки. С одной стороны, он окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по специальности «фортепиано», а также теоретическую аспирантуру как музыковед, исполняет Чайковского, Шопена, Скрябина, Дебюсси. С другой — его можно увидеть, например, в «Клубе Алексея Козлова» играющим колоритный, сложный и наполненный древней культурой азербайджанский джаз-мугам. Любовь к гибридным формам и экспериментам не удивляет: как рассказывает сам музыкант, на его карьеру и взгляды серьезно повлияли проекты и дружба с другим революционером в классических жанрах — дирижером Теодором Курентзисом, а также его братом Вангелино.

Весной 2020 года музыкант записал мини-альбом Surrogate dreams II с произведениями Чайковского, Шопена и Дебюсси и сингл в жанре джаз-мугам «В ожидании Азизы», а в июне 2021 года представил EP I Hope This Night Will Never End, куда вошли его фортепианные пьесы. В январе 2022 года Риад Маммадов дал сольный концерт в Пушкинском музее, произведения из программы которого были выпущены отдельным альбомом. В августе 2022 года Маммадов представил новую программу под названием «Скрябин, джаз и мугам», а 10 сентября сыграет мировую премьеру своей собственной «мугам-сюиты» в Красноярской краевой филармонии. Услышать музыканта в столице можно в Московской филармонии 22 сентября.

В интервью Forbes Life Риад Маммадов рассказал о проблемах современного музыкального образования, знакомстве с братьями Курентзисами и рокерском отношении к классике.

Риад Маммадов (Фото DR)

— Как и почему ты выбрал музыку своей профессией? Какое ты получил образование?

— Я не чувствую, что это моя профессия. Профессия ограничивается рамками деятельности, в музыке они, конечно, тоже есть, но более условные. Скорее это образ жизни. Я всегда, с самого детства, чувствовал себя в нем достаточно комфортно, поэтому не делал какой-то серьезный внутренний выбор в 14-15 лет, и он не стал для меня большим решением размером с китайскую стену. Просто все больше и больше ты погружаешься в музыку будто в воду, и твоя жизнь постепенно меняет свою форму, подстраивается под это погружение.

— Насколько этот образ жизни к тебе перешел от родителей? Ты рассказывал, что они художники и что у вас очень демократичная семья.

— Мне сложно сказать, насколько это от родителей, я ведь не рос в другой семье, не был в другой ситуации. С детства я наблюдал, как все воспринимают художники и их окружение, в котором, конечно, музыкантов и артистов было гораздо больше, чем финансистов или физиков. И, наблюдая, начинал примерять на себя. У нас дома всегда царила атмосфера творческой свободы, но это никак не отменяло часов, которые нужно было проводить за инструментом каждый день, пока друзья во дворе гоняли мяч. Моя семья достаточно демократичная, они приветствовали любые мои решения. Я рисовал, увлекался фотографией. Музыка была для меня местом, где я чувствовал себя самим собой, где мне было просто хорошо. Впоследствии она стала для меня и местом утешения, где можно было не скрыться от переживаний, а понять и осмыслить их. Я просто не мог не заниматься ей, потому что без музыки мне становилось плохо — не только духовно, но и чисто физически.

— В какой-то момент у тебя был выбор — получить высшее образование в России или уехать, например, в Берлин. И ты выбрал Россию. Расскажи, почему ты тогда принял такое решение и не жалеешь ли сейчас об этом?

— Русская фортепианная школа — лучшая в мире. В нашей музыкальной ДНК живут традиции венских классиков, романтиков, постромантиков — Бетховена, Листа, Шопена. Мы смогли унаследовать их ценности и находились на расстоянии нескольких рукопожатий от этих людей. И мне хотелось все это почувствовать, понять и попытаться добраться до сути. Большое значение имеет всегда наслушанность уха. Она формирует частоты твоего сердца и настраивает духовные антенны, и тогда ты понимаешь, что тебе близко, а что нет. Я слушал записи в исполнении Горовица, Рихтера, которые вроде бы играли одно и то же произведение, но какие это были разные прочтения. В детстве я никак не мог понять, в чем эта разница, и чувствовал необходимость разобраться. В консерватории мы учимся тому, как правильно читать текст, — это половина пути. А вторая половина начинается, когда ты можешь войти в этот мир, когда у тебя уже есть от него ключи. И прочтение текста — это «всего лишь» ключ, как точка у Бродского: «Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда». И, открывая дверь и создавая новые системы координат, только здесь ты начинаешь выступать как творец. И однажды наступает очень интересный момент, когда консерваторию в себе нужно «забыть». Потому что мы не должны ограничиваться только тем, чему нас учили, и тем, что единственно хорошо, это остановка. И еще ее нужно забыть для того, чтобы потом вспомнить и осознать, чему тебя научили.

Разница между исполнителями и музыкантами во многом заключается в том, что в первом случае за хорошим прочтением текста часто не стоит больше никакого действия. Когда ты остаешься хорошим студентом, диалог со слушателем не может идти про музыку, он больше про исполнительство. Что тоже неплохо и сейчас достаточно редко встречается, но если мыслить категориями искусства, то этого недостаточно. Композиторы в тексте оставили шифры, и мы их должны прочесть. Это как матрица. Но пускаться в этот путь, разумеется, очень страшно.

— Стандартный путь музыканта — пойти на многочисленные конкурсы, попасть на глаза менеджерам и руководителям консерваторий, чтобы потом получить контракт. Но если ты выходишь за прописанные рамки, не бегаешь по конкурсам, ты очень рискуешь. Как ты решился на этот риск?

— В индустрии конкурсов есть понятные и давно разработанные механизмы, которые идут как часы. Если ты при этом действительно хороший музыкант и понимаешь, как все устроено, все будет в порядке, когда ты туда попадешь. Но интересно, что даже человек, который выигрывает конкурсы, может совсем по-другому играть концерты, потому что это иная форма выразительности, ты решаешь совсем другие задачи.

Я решился на риск, потому что в какой-то момент ушел от участия во всех возможных конкурсах. Они часто не про музыку и не про индивидуальность, а про то, кто быстрее и чище. Есть два пути музыкального развития. Один — это крестоносцы, у них своя идеология, и она заслуживает огромного уважения. Но есть совершенно другая сфера, второй путь — это тибетские монахи. Внешне они никак не могут сравниться с крестоносцами, которые готовы пойти за тобой и в огонь, и в воду. Но у монахов совсем другие категории мышления и развития. Это еще не всеми пройденная и проведенная дорога.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
Битва за Гран-Чако Битва за Гран-Чако

Война марок между Боливией и Парагваем

Дилетант
Слишком заняты, чтобы спать: как сон влияет на эффективность CEO Слишком заняты, чтобы спать: как сон влияет на эффективность CEO

Об особенностях и важности такого простого состояния управленца, как сон

Forbes
Город, которого нет Город, которого нет

Какими только не представлялись идеальные города мыслителям разных эпох

Вокруг света
Что действительно влияет на уровень холестерина? Что действительно влияет на уровень холестерина?

Как снизить уровень холестерина в крови, пока не стало слишком поздно?

ТехИнсайдер
«Родина щедро поила меня»: из чего в СССР делали березовый сок «Родина щедро поила меня»: из чего в СССР делали березовый сок

«И родина щедро поила меня березовым соком, березовым соком»

VOICE
Мягкая сила. Как управлять бизнесом в новой реальности: правила первого зампреда правления Росбанка Перизат Шайхиной Мягкая сила. Как управлять бизнесом в новой реальности: правила первого зампреда правления Росбанка Перизат Шайхиной

Как замотивировать сотрудников, не прибегая к авторитарным мерам

Правила жизни
О чем говорит цвет выделений из носа О чем говорит цвет выделений из носа

Носовая слизь может менять цвет и текстуру в зависимости от причины ее появления

ТехИнсайдер
Из-за глобального потепления живородящие ящерицы начали стареть до рождения Из-за глобального потепления живородящие ящерицы начали стареть до рождения

Тепловой стресс укорачивает длину теломер у матерей и их потомства

N+1
«Ночная тварь»: история маньяка Бориса Серебрякова, который обещал вернуться после смерти «Ночная тварь»: история маньяка Бориса Серебрякова, который обещал вернуться после смерти

Серебряков производил впечатление совершенно обычного мужика

VOICE
Смертоносные цветы куноити: кем были женщины-ниндзя в японской истории Смертоносные цветы куноити: кем были женщины-ниндзя в японской истории

Какими были куноити в Японии и почему так сложно изучать женскую историю?

Forbes
«Цена утопии». История российской модернизации «Цена утопии». История российской модернизации

Отрывок из книги «Цена утопии» — как Россия пыталась реализовать утопию

N+1
«Уэбб»: получены первые снимки «Уэбб»: получены первые снимки

Первые глубокие и чёткие снимки «Уэбба»

Наука и жизнь
Бескровная дуэль, катание на костях и другие забытые виды спорта: отрывок из книги Бескровная дуэль, катание на костях и другие забытые виды спорта: отрывок из книги

Отрывок из книги Эдварда Брука-Хитчинга — о том, как наши предки проводили досуг

СНОБ
Потерянного колумбийского колибри-саблекрыла переоткрыли спустя 12 лет Потерянного колумбийского колибри-саблекрыла переоткрыли спустя 12 лет

Орнитолог-любитель нашел потерянного колумбийского колибри

N+1
Мозг, экология и путешествия сквозь века: лучшие познавательные книги для детей Мозг, экология и путешествия сквозь века: лучшие познавательные книги для детей

Подборка увлекательных детских научно-популярных книг

ТехИнсайдер
5 способов спасти себя от разрушительного стресса 5 способов спасти себя от разрушительного стресса

Комплекс мер по поддержанию нормальной работы мозга во время стресса

Psychologies
Своим путем Своим путем

Роман Васильев — нетипичный представитель актерской профессии

OK!
Космическая медицина на орбите и на Земле Космическая медицина на орбите и на Земле

Как медики изучают влияние космического полета на организм

ТехИнсайдер
Больно с детства. Что с этим делать сейчас? Больно с детства. Что с этим делать сейчас?

Что делать, если эмоциональный взрыв или конфликт случились в раннем детстве?

Psychologies
Сойти за своего: как адаптироваться к жизни в другой стране Сойти за своего: как адаптироваться к жизни в другой стране

Как интегрироваться в новое общество и преодолеть культурные барьеры?

Psychologies
Как перекупщики обманывают водителей: что важно знать при ввозе машины Как перекупщики обманывают водителей: что важно знать при ввозе машины

Эксперты назвали риски при заказе автомобилей из-за границы у перекупщиков

РБК
«Конец привычного мира»: а как построить новый? «Конец привычного мира»: а как построить новый?

Прежняя жизнь закончилась. Как создать новую?

Psychologies
Барбикор: откуда взялся тренд на образы куклы Барби и почему знаменитости все чаще одеваются в розовый Барбикор: откуда взялся тренд на образы куклы Барби и почему знаменитости все чаще одеваются в розовый

Рассказываем, что стоит за трендом, который уже окрестили «барбикор»

Правила жизни
Пиноккио-убийца и людоедка из «Спящей красавицы»: 5 ужасных событий из оригиналов сказок Пиноккио-убийца и людоедка из «Спящей красавицы»: 5 ужасных событий из оригиналов сказок

Эти сказки почти наверняка тебе читала мама

VOICE
Планетологи отыскали досолнечные зерна в грунте астероида Рюгу Планетологи отыскали досолнечные зерна в грунте астероида Рюгу

Ученые нашли на астероидах зерна, образовавшиеся до рождения Солнечной системы

N+1
Шведы показали превосходство кнопок и крутилок над сенсорным управлением в автомобиле Шведы показали превосходство кнопок и крутилок над сенсорным управлением в автомобиле

Прогресс не всегда полезен: сенсорное управление в машинах оказалось неудобным

N+1
В арктических водах поймали рыбу с настоящим В арктических водах поймали рыбу с настоящим

Арктическая рыба с телом, очень устойчивым к низким температурам

ТехИнсайдер
8 самых опасных для жизни мест на Земле 8 самых опасных для жизни мест на Земле

Самые экстремальных места на планете, которые требуют стойкости для выживания

ТехИнсайдер
Охота на ведьм и поиски козла отпущения: как работают механизмы коллективного насилия Охота на ведьм и поиски козла отпущения: как работают механизмы коллективного насилия

Почему на протяжении всей истории человечества одни сообщества преследуют другие

Forbes
Открыть в приложении