«Любимый ребенок Компартии»: как TikTok связан с провластными СМИ Китая
Американский Forbes изучил данные открытых аккаунтов в деловой социальной сети LinkedIn и выяснил, что на страницах этих аккаунтов можно невооруженным глазом увидеть тесную связь между китайской компанией ByteDance, владеющей популярной платформой TikTok, и пропагандистскими СМИ Китая
Американский Forbes изучил данные открытых аккаунтов в LinkedIn и выяснил, что 300 нынешних сотрудников TikTok и его материнской компании ByteDance ранее работали в государственных СМИ Китая. 23 профиля, по всей видимости, были созданы нынешними директорами ByteDance, которые управляют подразделениями, занимающимися партнерствами в сфере контента, связями с общественностью, вопросами корпоративной социальной ответственности и «сотрудничеством со средствами массовой информации».
15 учетных записей указывают на то, что их владельцы, действующие сотрудники ByteDance, также являются работниками китайских государственных СМИ, включая новостное агентство «Синьхуа», Международное китайское радио (CRI) и Центральное телевидение Китая (CCTV) вместе с дочерней Глобальной телевизионной сетью Китая (CGTN). В 2020 году Госдепартамент США объявил все эти организации «официальными представителями иностранных государств».
50 аккаунтов принадлежат лицам, которые штатно или внештатно работают на TikTok — в их числе менеджер по контент-стратегии, ранее занимавший должность главного корреспондента в «Синьхуа».
Изученные Forbes профили в LinkedIn свидетельствуют об обширных связях между ByteDance и пропагандистским крылом китайского правительства, которое уделяет огромное внимание социальным сетям и распространяет через них дезинформацию в интересах Коммунистической партии Китая. Государственные информационные агентства КНР активно публикуют свои материалы на платформах вроде Facebook, Instagram (принадлежат Meta, которая признана экстремистской и запрещена) и Twitter, однако TikTok для них остается пока еще относительно неосвоенным.
Тем не менее аккаунты, которые ведут китайские провластные СМИ, TikTok сейчас никак не помечает — в отличие от других площадок. В марте соцсеть объявила о планах маркировать «некоторые» государственные издания, но в результате анализа аккаунтов крупнейших китайских новостных порталов на платформе, в том числе Китайской новостной службы (CNS), агентств «Синьхуа», CGTN и Global Times, редакция Forbes не обнаружила никаких дополнительных указаний или пометок о том, что эти организации контролируются государством.
В ByteDance и TikTok не стали ни отрицать того, что 300 аккаунтов в LinkedIn принадлежат нынешним сотрудникам, ни открещиваться от их связей с китайскими государственными СМИ. В свою очередь, на запросы прокомментировать информацию ни одно из вышеперечисленных СМИ не ответило.
Пресс-секретарь ByteDance Дженнифер Бэнкс заявила, что ее компания принимает «кадровые решения, исходя лишь из профессионализма кандидата при выполнении работы». Она также добавила: «В случае с нашим бизнесом в Китае это касается и людей, ранее работавших в правительстве или китайских госСМИ. За пределами Китая сотрудники тоже имеют опыт работы в правительственных структурах, общественных организациях и медиакомпаниях в десятках стран».
По поводу 15 профилей, в которых указано, что работники ByteDance одновременно занимают должности в государственных китайских СМИ, Бэнкс заявила, что компания «не разрешает сотрудникам иметь вторую работу, подработку или заниматься любой иной деятельностью, которая может повлечь за собой конфликт интересов».
Сегодня люди проводят в TikTok больше времени, чем в любом другом приложении. В последнее время площадка воспринимается как важный канал популяризации американской культуры и быстро стала серьезным игроком в американском избирательном и гражданском дискурсе. Профили в LinkedIn вызывают дополнительные опасения по поводу того, что Китай может использовать широкое культурное влияние TikTok в США для достижения собственных целей. В 2019 году этот страх заставил ряд американских политиков, включая бывшего президента Дональда Трампа, выступить с требованием заблокировать социальную сеть.
Кроме того, благодаря этим аккаунтам легко объяснить, какой подход ByteDance использует в отношениях с китайскими государственными СМИ. Кроме TikTok, корпорация имеет множество других сайтов и сервисов, включая два самых популярных приложения в материковом Китае — сервис Douyin для публикации и просмотра коротких видеороликов и новостной агрегатор Toutiao. Китайские государственные СМИ входят в число самых популярных страниц в Douyin ― на них там подписаны миллионы пользователей. Toutiao и Douyin должны соблюдать строгие законы китайской цензуры, и работа в этих компаниях упоминается во многих профилях LinkedIn.