Украсть «финское чудо»: почему скандинавские школьники не боятся ошибиться и рассердить учителя
За последние годы финские школы стали феноменом, который изучают на международном уровне. Глубинная реформа системы образования позволила многократно повысить уровень школьников и говорить о «финском образовательном чуде». Руководитель и сооснователь лектория «Прямая речь» Татьяна Булыгина рассказывает, в чем секрет уникального педагогического подхода
У американского документалиста Майкла Мура есть довольно ироничный фильм «Куда бы еще вторгнуться?». Режиссер положил в чемодан американский флаг и отправился «захватывать» Европу с тем, чтобы «украсть и вывезти в США» самые гениальные идеи.
И вот ради того, чтобы «украсть лучшую школу», он приехал в Финляндию. Действительно, эта страна много лет подряд в топе рейтингов образования. Однако финны рассказали Майклу Муру что-то странное. У них не принято большое домашнее задание, в школе дети проводят всего 4 часа в день (и это с учетом обеда).
Как они при такой системе хоть что-нибудь успевают? Но рейтинги PISA показывают, что финские дети значительно опережают российских школьников по начитанности, по математической подготовке и естественным наукам.
В чем же главный секрет? Еще в конце 70-х годов финны поняли важную вещь. Министерству образования нужно учить не детей, а их учителей. Поэтому педагогическое образование в Финляндии включает в себя изучение IT-технологий и академической грамотности. На практике это значит, что учитель должен понимать взаимосвязь науки и технологий с жизнью общества. Он следит за трендами, новейшими исследованиям, современной литературой и живописью. Зарплата учителя выше среднего, на его место обычно большой конкурс.
И вот что интересно, выучив таким образом специалиста, его отправляют в школу и … оставляют в покое. У обычного школьного учителя — огромный кредит доверия.
Если математик по какой-то причине повел детей в ботанический сад — значит так было нужно. Если учитель русского решил, что диктант нужно писать в картинной галерее, значит ему виднее.
15 лет назад Финляндии не приходилось доказывать свою прогрессивность. В 2007 компания Nokia занимала первое место в мире по продажам мобильных телефонов. Однако мы знаем, что произошло позже. C 2010 начался упадок Nokia, потом банкротство и продажа активов по частям. Вы спросите, какое это имеет отношение к школе? Вот в том-то и дело, что финская система образования мгновенно сделала вывод: если не принять меры, то будут новые ошибки. После краха своей главной компании финны решили срочно реформировать школу, сделать ее более инновационной.