Что мешает нам делать работу на «отлично»?

Inc.Бизнес

«Ранние работы». Эссе основателя Y Combinator Пола Грэма о страхе нового, оптимизме Кремниевой долины и культуре риска

Текст: Пол Грэм, основатель Y Combinator

Что мешает нам делать работу на «отлично»? Прежде всего — страх облажаться. И это оправданный, вполне естественный страх. Даже создателям многих великих проектов на начальной стадии казалось, что они делают что-то отстойное. Ощутимый результат всегда требует усилий, и в первую очередь — усилия переступить через себя, когда кажется, что всё очень плохо. Но многие не справляются с этой задачей. Большинство даже не доходит до той стадии, когда уже есть чего стыдиться, — что уж говорить о дальнейшей работе. Все мы боимся начать.

А что, если б мы могли просто выключить этот страх налажать? Представьте, сколько крутых вещей можно было бы наворотить.

Встроен ли в нас механизм, который отключает тревогу? Думаю, да. Корни страха проросли ещё не так глубоко, чтобы нельзя было от них избавиться.

Создание чего-то нового — далеко не самая привычная вещь для людей. Человечество всегда что-то изобретало, но вплоть до последних нескольких веков технологический прогресс шёл так медленно, что был практически незаметен. История не требовала от нас устойчивых алгоритмов для оценки свежих идей, и поэтому мы никогда и не стремились обзавестись ими.

Цивилизация просто не накопила достаточно опыта работы с сырыми, но потенциально прорывными проектами. Мы не знаем, как на них реагировать. Поэтому оцениваем их по тем же лекалам, что и проекты, которые уже близки к завершению или изначально менее перспективны. Мы просто не можем понять, что прорывные идеи требуют особого к себе отношения.

Но обратные примеры уже есть. И именно они придают мне уверенность в том, что мы всё-таки способны должным образом относиться к инновационным проектам. Например, в этом смысле далеко вперёд ушла Кремниевая долина. Там никто не станет игнорировать приезжего незнакомца, который возится с какой-то странной идеей, как это произошло бы у него на родине. В долине понимают, чем это чревато.

Чтобы правильно оценить новую идею, нужно отнестись к ней как к вызову вашему воображению. Не просто занизить ожидания на начальном этапе, а полностью поменять полюсы восприятия: вместо поиска причин, по которым проект не выгорит, постараться найти способы заставить его работать. Именно так я поступаю, когда встречаюсь с людьми, предлагающими новые идеи. И у меня это неплохо получается (да, я много практиковался). Управлять Y Combinator — значит окунуться в мир нелепых идей от абсолютно незнакомых людей. Каждые полгода тебя закидывают тысячами предложений, которые приходится сортировать. При этом принцип степенного распределения никто не отменял — так что будет крайне болезненно, если вы в итоге пропустите ту самую иголку в стоге сена. Оптимизм становится необходимым качеством.

И я надеюсь, что со временем таким оптимизмом заразится настолько много людей, что он станет общепринятым алгоритмом, а не просто хитрым трюком, о котором знает лишь пара экспертов. В конце концов, это довольно прибыльная уловка, а значит, она может быстро стать популярной.

Конечно, отсутствие опыта — не единственная причина, по которой люди слишком сурово относятся к сырым (но, возможно, многообещающим) проектам. Они это делают, чтобы казаться умнее. И в области больших рисков, как в случае со стартапами, отвергая новую идею, ты с высокой вероятностью окажешься прав. Правда, не в том случае, когда пытаешься выстраивать ожидания, исходя из итоговой прибыли.

Есть и куда более удручающая причина, по которой новые идеи встречают отказом. Когда ты берёшься за что-то амбициозное, многие люди вокруг (сознательно или бессознательно) желают тебе провала. Их корёжит от одной мысли, что кто-то может преуспеть и оказаться выше. В некоторых странах это не просто порок отдельных личностей, а часть национальной культуры.

Воздержусь от заявлений, что в Кремниевой долине люди подавляют такие дурные порывы в силу своих высоких моральных качеств. Люди из долины чаще готовы поверить в ваш успех, надеясь вырасти вместе с вами. У инвесторов этот стимул проявляется особенно чётко — они хотят, чтобы вы преуспели, потому что рассчитывают в результате стать богаче. Но и вне мира сделок можно встретить людей, которые будут заинтересованы в вашем успехе. Как минимум, они потом смогут всем рассказывать, что знали вас ещё совсем зелёным.

Да, возможно, та поддержка, которую новые проекты находят в Кремниевой долине, изначально была основана на личной выгоде каждого. Но со временем всё это трансформировалось в неподдельную доброжелательность. Там уже столько лет поддерживают стартапы, что в итоге благосклонность к ним стала культурной нормой. Какого-то другого отношения к новым проектам в Долине уже и не ожидаешь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства

Вспоминаем самые яркие союзы моды и церкви, заключенные на небесах

Правила жизни
6 лучших романов о последствиях глобальных катастроф 6 лучших романов о последствиях глобальных катастроф

Подборка научной фантастики от Лю Цысиня до Эмили Сент-Джон Мандел

Популярная механика
Диски высокой энергии: маховичный накопитель Диски высокой энергии: маховичный накопитель

Недорогой и невероятно емкий накопитель энергии уже существует

Популярная механика
Выйти из тени: почему начинающие предприниматели выбирают режим самозанятости Выйти из тени: почему начинающие предприниматели выбирают режим самозанятости

Преимущества режима самозанятых перед ИП

Inc.
6 странных (но работающих) способов есть меньше 6 странных (но работающих) способов есть меньше

Избавься от лишних сантиметров на талии, практически ничего для этого не делая!

Maxim
Дмитрий Муляр. Жизнь на нервах и телефоне Дмитрий Муляр. Жизнь на нервах и телефоне

Дмитрий Муляр: Не раз убеждался: все в жизни происходит неслучайно

Караван историй
Как сложилась судьба наших ЭКС и почему нас это волнует? Рассуждает Алина Фаркаш Как сложилась судьба наших ЭКС и почему нас это волнует? Рассуждает Алина Фаркаш

Зачем девушки пишут своим бывшим

Cosmopolitan
«Пластические операции меняют меня к лучшему» «Пластические операции меняют меня к лучшему»

Как эксперты комментируют желание изменять себя хирургическими способами?

Psychologies
Вторая попытка вернуть ворон на Гавайи закончилась неудачей Вторая попытка вернуть ворон на Гавайи закончилась неудачей

Редкие гавайские вороны не смогли выжить в дикой природе

N+1
Дети преподавателей о своей жизни Дети преподавателей о своей жизни

Дети рассказывают, какими качествами должен обладать хороший педагог

СНОБ
Как бывшие топ-менеджеры Delivery Club и «Газпрома» зарабатывают на переездах и хранении вещей московских хипстеров Как бывшие топ-менеджеры Delivery Club и «Газпрома» зарабатывают на переездах и хранении вещей московских хипстеров

«Облачный» склад выручил на «умных» переездах и хранении вещей 112 млн рублей

Forbes
Покидая Интерзону: почему нам нужны писатели-бунтари? Покидая Интерзону: почему нам нужны писатели-бунтари?

Как возмутители спокойствия могут оздоровить современный интеллектуальный климат

РБК
Страшное место Сандармох Страшное место Сандармох

Что было в лесном урочище Сандармохе

Дилетант
От портупеи для шпаги до модного аксессуара: краткая история подтяжек в мужской моде От портупеи для шпаги до модного аксессуара: краткая история подтяжек в мужской моде

Подтяжки — исторически проверенный аксессуар

Esquire
5 видов финансовых проблем, вызванных психологическими причинами 5 видов финансовых проблем, вызванных психологическими причинами

Как наше эмоциональное состояние влияет на финансовое положение?

Psychologies
Правила жизни Cьюзан Cарандон Правила жизни Cьюзан Cарандон

Правила жизни актрисы Cьюзан Cарандон

Esquire
Персона Персона

Сооснователь маркетплейса услуг бизнес-авиации — о клиентах и шеринге джетов

Robb Report
Бактерии помогли получить катализатор для электролиза воды Бактерии помогли получить катализатор для электролиза воды

Химики получили электроды для электролиза воды с помощью бактерий

N+1
Как познакомиться со всеми на новой работе: 5 главных правил Как познакомиться со всеми на новой работе: 5 главных правил

Первое впечатление очень важно

Playboy
Как Рамзан Кадыров комментирует жестокое убийство французского учителя Самуэля Пати Как Рамзан Кадыров комментирует жестокое убийство французского учителя Самуэля Пати

Реакция Рамзана Кадырова на жестокое убийство французского учителя Самуэля Пати

СНОБ
Сила растений Сила растений

Что такое фитотерапия

Yoga Journal
Нобелевка по физике досталась трем ученым, изучающим черные дыры. Как Нобелевский комитет едва не проворонил одно из важнейших открытий? Нобелевка по физике досталась трем ученым, изучающим черные дыры. Как Нобелевский комитет едва не проворонил одно из важнейших открытий?

Почему Нобелевский комитет старается сделать работу над ошибками

Esquire
«Мы сделаем крутой проект, просто помогите нам»: издатель VTimes рассказывает о медиа бывших журналистов «Ведомостей» «Мы сделаем крутой проект, просто помогите нам»: издатель VTimes рассказывает о медиа бывших журналистов «Ведомостей»

Почему команда VTimes верит в пожертвования читателей вместо подписки

VC.RU
9 экстремальных навыков, которые актеры приобрели для ролей 9 экстремальных навыков, которые актеры приобрели для ролей

Неочевидные умения, которые актеры смогли приобрести во время съемок

Maxim
Без возрастных ограничений Без возрастных ограничений

Декоратор Натела Манкаева сделала интерьер, отвечающий вкусам двух поколений

AD
Оперная певица Любовь Казарновская: В любом черном квадрате, как у Малевича, есть белая точка Оперная певица Любовь Казарновская: В любом черном квадрате, как у Малевича, есть белая точка

Певица Любовь Казарновская о работе в театре и своей книге «Страсти по опере»

СНОБ
Важность детства Важность детства

Что дошкольникам по-настоящему нужно от взрослых

kiozk originals
«Забудем как страшный сон»: как Сбербанк три года превращался в «Сбер» «Забудем как страшный сон»: как Сбербанк три года превращался в «Сбер»

История процесса обновления бренда Сбербанка

Forbes
Михаил Дидур Михаил Дидур

Главный специалист Петербурга по спортивной медицине

Собака.ru
Платон в штаб-квартире Google Платон в штаб-квартире Google

Почему философия все еще остается с нами

kiozk originals
Открыть в приложении