Под «Моной Лизой» обнаружили набросок дырочками
Французские исследователи рассмотрели картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» с помощью алгоритма усиления слоев и обнаружили, что художник пользовался техникой спольверо — на картине продавливались точки по силуэтам со вспомогательного рисунка. Ученые обнаружили следы спольверо на лбу и руках Джоконды, а также им удалось обнаружить заколку над головой девушки — вероятно, от первой версии картины. Статья опубликована в журнале Journal of Cultural Heritage.
Леонардо да Винчи многому научился у живописца и скульптору Андреа Верроккьо — например, технике спольверо: сначала художник прокалывал эскиз на бумажном листе, а затем с помощью угольной краски переносил его на итоговую картину. Таким образом на холсте оказывались небольшие точки, по которым мастер мог ориентироваться при написании картины. Подобные точки встречались в работах еще с 15 века, а сам да Винчи использовал этот метод при написании «Дамы с горностаем», «Портрета Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньеры». При этом подтверждений использования спольверо на полотне «Моны Лизы» не находили: в последний раз «Мону Лизу» просвечивали в 2004-2006 годах — тогда обнаружили, что на левой руке Джоконды были перекрашены пальцы, изменялись некоторые детали подлокотника и переплетения вуали на левом плече.