История любви Анны Назарьевой

Караван историйЗнаменитости

Анна Назарьева. Мечты сбываются

Мама удивилась: "Режиссеры всем актрисам делают такие подарки?" Пришлось все рассказать. В том числе и о том, что жених старше на двадцать восемь лет. Родители были в шоке. Папа страшно переживал, даже попал в больницу. Потом сказал: "Я приму любой твой выбор, раз его любишь". За Сашу высказывалась только бабушка.

Беседовала Марина Порк

Фото: Киностудия Горького/Кадр из фильма «С неба на землю»

пятилетнем возрасте я чуть не сыграла Анну Каренину. Дело было далеко от Москвы — в Белеве, где снималось «Огненное детство» по повести Мирошниченко «Юнармия».

Однажды мы с мамой, папой, бабушкой и дедушкой гуляли по ВДНХ. Я побежала вперед по аллее, вдруг меня остановила какая-то женщина:

— Девочка, как тебя зовут? Не хочешь ли сняться в кино?

— Зовут меня Аней, а про кино... не знаю, я мультики люблю.

Тут родители подоспели:

— Кто вы? Что вам надо?

— Я ассистент режиссера с Киностудии Горького. Мы запускаем новую картину. Понравилась ваша девочка, хочу пригласить ее на кинопробы.

Мама была против:

— Если Аня не подойдет, может слишком сильно расстроиться. Зачем ввергать ребенка в такой стресс?

Но бабушка настояла:

— Пускай сходит.

Пришли с мамой на студию, меня завели в комнату, там за столом сидели какие-то люди. Спросили:

— Знаешь стихи? Почитай нам что-нибудь.

И я — кроха — с серьезным видом затянула:

— «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей...»

Папа читал мне на ночь классику, поэтому «Демона» я знала наизусть. Худсовет был сражен наповал: девчушке четыре с половиной года, а она уже знает наизусть Лермонтова! На роль дочери комиссара Красной армии меня утвердили, предстояло ехать в экспедицию.

Поскольку родители работали, сопровождать меня вызвалась бабушка, и мы, две лягушки-путешественницы, отправились в Белев. В группе нас приняли как родных, разместили в частном доме. Мне было интересно все, особенно радовалась, когда переодели в старинную одежду — такого в обычной жизни никто не носил. Завидовала актерам, игравшим белогвардейцев, любовалась их красивой формой.

Злополучный эпизод на железнодорожных путях снимали ночью. К тому моменту я уже сильно устала. Режиссер объяснил: «Едва поезд начнет приближаться, сразу отходи в сторону». Я кивнула: все понятно. Прозвучала команда «Мотор!», поезд несется навстречу, а я продолжаю бесстрашно стоять на рельсах. Почему-то запомнилось, что состав должен остановиться сам. Группа застыла в ужасе. Не растерялся один Алексей Ванин, рванул ко мне, подхватил, и чуть ли не в последний момент мы успели отскочить на железнодорожную насыпь.

После той истории все считали его моим крестным отцом, он реально спас из-под колес. Алексей Захарович, мастер спорта по классической борьбе, был одним из любимых актеров Шукшина. Василий Макарович приглашал его во все свои фильмы, но по различным причинам он снялся только в двух картинах. С тех пор если пересекались с Алексеем Захаровичем на студии Горького, всегда тепло здоровались. Но это уже через много лет, когда я подросла.

С Алексеем Ваниным в фильме «Огненное детство». Фото: из архива А. Назарьевой

— Вы долго ходили вольнослушателем в мастерскую Сергея Герасимова, однако диплом института кинематографии получали не у него, а у Алексея Баталова...

— Это целая история. После «Огненного детства» я попала в актерскую картотеку Киностудии имени Горького. Там меня и отыскали ассистенты, работавшие с Сергеем Аполлинариевичем, он готовился к съемкам «Юности Петра». Когда мама услышала, что дочь приглашают на кинопробы к самому Герасимову, волновалась больше меня: это же корифей!

Меня рассматривали на роль Саньки Бровкиной в детстве, взрослую героиню играла Любовь Полехина. Мне-то казалось, что мы с ней совершенно непохожи, не то что девочка, сидевшая рядом в ожидании, пока позовут в павильон. Вот она — один в один Люба. Но Герасимову почему-то приглянулась я.

Если роль и удалась, то только благодаря Сергею Аполлинариевичу. Он уделял мне много времени, репетировал, учил находить правильную интонацию, окать: мОрОз, ОбОз... Можно сказать, учил с голоса. Он был человеком верующим, держал пост, помню, приносил с собой на студию отварную картошку, редьку, когда прерывался на обед, подкармливал и меня.

Съемки окончились, но Герасимов обо мне помнил. Через пять лет пригласил на выпускной спектакль «Власть тьмы», а потом предложил: «Не хочешь ли прийти к нам на курс?» В четырнадцать лет я, конечно же, не могла стать их с Тамарой Федоровной студенткой, но мастерскую посещала с огромным удовольствием. Там учились Марина Левтова, Оля Машная, Митя Золотухин, Юра Мороз...

Герасимов и Макарова были потрясающими педагогами, к ученикам относились настолько трепетно, что каждый был уверен: уж его-то мастера любят больше всех. Я была еще школьницей, когда все они окончили институт, но по-прежнему приходила на занятия — уже в новую мастерскую Герасимова, студентами которой стали Гена Сидоров, Лариса Садилова, Аким Салбиев...

Ребята репетировали отрывки, я не оставалась в стороне. Сергей Аполлинариевич нередко расспрашивал: «Расскажи, Анечка, что у вас там в школе происходит?» Я с жаром принималась рассказывать, как у одноклассницы пропали часы. Тамара Федоровна тоже внимательно слушала и порой останавливала: «Желательно, когда что-то рассказываешь, не жестикулировать». Она считала, что хороший артист должен уметь донести смысл до зрителей одним голосом, даже если просто стоит столбом.

За съемки в «Юности Петра» я заработала первые приличные деньги и купила зимние сапоги. Герасимов это заметил: «Ой, у тебя новые сапожки! Красивые». Я страшно гордилась тем, что сама за них заплатила.

Конечно же, кто-то из студентов вызывал мои симпатии, но ко мне ребята относились исключительно как к дочери полка. Когда Сергея Аполлинариевича уже не стало, я узнала: оказывается, он собрал мальчиков и строго-настрого предупредил: «Аня — школьница, несовершеннолетняя, не дай бог, кто-то из вас проявит к ней интерес и с ней что-то случится, отчислю не раздумывая!» Переживал за меня как за дочь.

Герасимов ушел неожиданно, но закончить работу над фильмом о Льве Толстом успел. Я тогда пошла в ректорат и попросила: «Хотела бы учиться во ВГИКе и дальше, вот только нужно сняться в одной картине. Вы меня потом возьмете?» Там заверили, что да, но съемки затянулись, на вступительные экзамены я опоздала, актерский курс уже был набран. Расстроилась страшно, и ассистент режиссера, которая хорошо ко мне относилась, буквально за руку отвела к Баталову, попросила принять вольнослушателем.

Алексей Владимирович, вскоре возглавивший кафедру актерского мастерства, разрешил посещать свои занятия. Он набрал азербайджанский курс, я оказалась единственной русской девочкой. Занятий не пропускала, не филонила, даже вместе со всеми сдавала сессии, но все равно оставалась в институте на птичьих правах. Кто-то посоветовал съездить в Баку и сходить на прием в республиканский Минкульт, чтобы помогли выбить место во ВГИКе. Родители встали стеной: не пустим, ты еще маленькая!

Неожиданно вмешался случай. Савва Кулиш делал телепередачу об институте и, как оказалось, слышал про меня: талантливая девочка ходит на занятия и вовсю снимается, но диплом ей не светит. Разыскал, попросил дать интервью. Подошла к Алексею Владимировичу:

— Можно ли говорить все как есть?

— Да, деточка, можно.

Когда передачу показали по телевидению, меня зачислили в мастерскую Баталова. Пришлось заново сдавать все экзамены за четыре года, но ничего, справилась. По мастерству получала отлично, остальные предметы зубрила с утра до ночи, на нервной почве исхудала, стала как тростинка. Диплом защищала картиной «Возьми меня с собой», которую снял мой муж Александр Николаевич Полынников. Баталов ее посмотрел, но был сдержан в оценках: «Мне не очень понравилось, но дело не в тебе, в картине два финала, а должен быть один. Передай это мужу». Алексей Владимирович был замечательным педагогом, мне очень повезло у него учиться.

В мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе я ходила вольнослушателем. Фото: Чин-мо-цай/РИА Новости

— У вас с Полынниковым большая разница в возрасте. Как вы, совсем девочка, решились связать с ним жизнь?

— Да, разница огромная — двадцать восемь лет. Тем не менее мы вместе уже тридцать два года. Встретились на съемочной площадке. Саша был уже известным режиссером. Его «Берегите женщин», музыкальный фильм с песнями Юрия Антонова, по сей день крутят по телеканалам. К слову, хочу исправить ошибку в Интернете: в этом фильме я не снималась, была еще совсем маленькой. Меня пригласили на пробы в картину «Просто ужас!», но Александр Николаевич тогда не утвердил, сказав: «У нее совсем взрослый взгляд». При том, что мне исполнилось всего одиннадцать. Я не монтировалась с партнером-мальчишкой, тот выглядел совсем пацанчиком.

Тем не менее Полынников меня запомнил и через четыре года позвал на главную роль в «Поживем — увидим». Вся группа замечала, насколько мне нравится Александр Николаевич, какие взгляды я на него бросаю. Мое отношение не укрылось и от Саши. Он отшучивался: «Вот исполнится тебе восемнадцать, поженимся». Позже я ему это припомнила: «Группа слышала ваши слова — женитесь».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иван Бунин. На перепутье Иван Бунин. На перепутье

Эмиграция не простила Бунину встреч с советским послом

Караван историй
Глеб Глинка: «С Лизой уже через неделю знали, что проживем вместе всю жизнь» Глеб Глинка: «С Лизой уже через неделю знали, что проживем вместе всю жизнь»

Если счастье длится так долго, к нему привыкаешь. Его не замечаешь

Караван историй
Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим! Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим!

Ольга Бузова достигла того уровня свободы, когда она живет так, как хочет

Playboy
12 качеств по-настоящему классных людей 12 качеств по-настоящему классных людей

Многие из нас хотели бы стать «круче», но как это сделать?

Psychologies
Олег и Марина Газмановы: Олег и Марина Газмановы:

Олег и Марина Газмановы понимают друг друга с полуслова

Караван историй
«Я там, где теория эволюции» «Я там, где теория эволюции»

Основатель КРОК Борис Бобровников занялся кардинальной перестройкой ее бизнеса

Эксперт
Арман Давлетяров: Арман Давлетяров:

Как Арман Давлетяров изменил судьбу и стал влиятельным человеком в шоу-бизнесе

Караван историй
В Марокко нашли птерозавра с тонким беззубым клювом В Марокко нашли птерозавра с тонким беззубым клювом

Судя по всему, крылатая рептилия добывала корм, зондируя ил длинным клювом

N+1
Как стать святым и «именем России» Как стать святым и «именем России»

Почему Александр Невский стал главным персонажем пантеона национальных героев?

Дилетант
Я шагаю: творческий путь Никиты Михалкова — в десяти фильмах Я шагаю: творческий путь Никиты Михалкова — в десяти фильмах

Михалков-режиссер через призму десяти фильмов

Esquire
Кроличьи сказки Кроличьи сказки

Кролик в бабочке готовится к 70-летию: история знаменитого логотипа

Playboy
Почему зубы не считаются костью Почему зубы не считаются костью

Почему зубы точно не кости, а кости точно не зубы

Популярная механика
Владимир Витковский. Человек без поводка Владимир Витковский. Человек без поводка

Художник и бывший моряк-подводник Владимир Витковский

Караван историй
Почему Россия не берет Тбилиси Почему Россия не берет Тбилиси

Вплоть до 2020 года Москва действовала жестко, но умеренно

СНОБ
Типток Типток

Зачем делить людей на типы, если вы не хостес ресторана «Большой»

Tatler
На однопиксельной Земле не удалось обнаружить деревья На однопиксельной Земле не удалось обнаружить деревья

Надежные признаки многоклеточной жизни видены только на масштабе регионов

N+1
Снялся в Снялся в

Что же произошло с Брюсом Ли на самом деле?

Cosmopolitan
Hummer: только самые интересные факты о крутом военном джипе Hummer: только самые интересные факты о крутом военном джипе

Раньше Хаммер играл настоящими мышцами без грамма пластика

Популярная механика
Дмитрий Муляр. Жизнь на нервах и телефоне Дмитрий Муляр. Жизнь на нервах и телефоне

Дмитрий Муляр: Не раз убеждался: все в жизни происходит неслучайно

Караван историй
«Пробросаешься» vs «Лучше быть одной, чем с кем попало»: какая стратегия лучше? «Пробросаешься» vs «Лучше быть одной, чем с кем попало»: какая стратегия лучше?

Изменить себя, чтобы встретить мужчину

Cosmopolitan
Как отношения в одной семье могут изменить целую отрасль Как отношения в одной семье могут изменить целую отрасль

История основателей «Группы Черкизово»

Forbes
4 совета для людей, которые не умеют расслабляться (тебе нужен отдых) 4 совета для людей, которые не умеют расслабляться (тебе нужен отдых)

Когда «вдох-выдох» уже не помогает

Playboy
Пациенты новой ориентации Пациенты новой ориентации

Объемы предоставления платных медуслуг в России снижаются

РБК
Вопрос «Я толстая?» и еще 32 случая, когда лучше соврать Вопрос «Я толстая?» и еще 32 случая, когда лучше соврать

Помнишь, в детстве тебя учили, что врать плохо? Тебе лгали!

Maxim
Как восстановить волосы после осветления и окрашивания в домашних условиях Как восстановить волосы после осветления и окрашивания в домашних условиях

Советы и рецепты для тех, кто хочет привести волосы в порядок, не посещая салон

Cosmopolitan
Неочевидная Япония: лисья деревня с ручными кицунэ, Великие будды и горячие источники Хоккайдо Неочевидная Япония: лисья деревня с ручными кицунэ, Великие будды и горячие источники Хоккайдо

Япония хранит в себе много удивительных явлений и мест

Forbes
Мисс Израиль, инструктор по боевым действиям и чудо-женщина. Как актриса Галь Гадот попала в рейтинг Forbes c $31,5 млн Мисс Израиль, инструктор по боевым действиям и чудо-женщина. Как актриса Галь Гадот попала в рейтинг Forbes c $31,5 млн

Как Галь Гадот удалось попала в рейтинг Forbes

Forbes
10 безумных японских изобретений 10 безумных японских изобретений

Чиндогу — полезные, но нелепые японские изобретения

Популярная механика
«Располагайтесь поудобнее»: как быстро вернуть себе уверенность «Располагайтесь поудобнее»: как быстро вернуть себе уверенность

Часто ли вы извиняетесь за то, что кого-то отвлекли, заняли чье-то время?

Psychologies
Почему успешным женщинам «не везет» в любви? Почему успешным женщинам «не везет» в любви?

Профессионально успешные женщины нередко оказываются в плену у своих достижений

Psychologies
Открыть в приложении