История любви Анны Назарьевой

Караван историйЗнаменитости

Анна Назарьева. Мечты сбываются

Мама удивилась: "Режиссеры всем актрисам делают такие подарки?" Пришлось все рассказать. В том числе и о том, что жених старше на двадцать восемь лет. Родители были в шоке. Папа страшно переживал, даже попал в больницу. Потом сказал: "Я приму любой твой выбор, раз его любишь". За Сашу высказывалась только бабушка.

Беседовала Марина Порк

Фото: Киностудия Горького/Кадр из фильма «С неба на землю»

пятилетнем возрасте я чуть не сыграла Анну Каренину. Дело было далеко от Москвы — в Белеве, где снималось «Огненное детство» по повести Мирошниченко «Юнармия».

Однажды мы с мамой, папой, бабушкой и дедушкой гуляли по ВДНХ. Я побежала вперед по аллее, вдруг меня остановила какая-то женщина:

— Девочка, как тебя зовут? Не хочешь ли сняться в кино?

— Зовут меня Аней, а про кино... не знаю, я мультики люблю.

Тут родители подоспели:

— Кто вы? Что вам надо?

— Я ассистент режиссера с Киностудии Горького. Мы запускаем новую картину. Понравилась ваша девочка, хочу пригласить ее на кинопробы.

Мама была против:

— Если Аня не подойдет, может слишком сильно расстроиться. Зачем ввергать ребенка в такой стресс?

Но бабушка настояла:

— Пускай сходит.

Пришли с мамой на студию, меня завели в комнату, там за столом сидели какие-то люди. Спросили:

— Знаешь стихи? Почитай нам что-нибудь.

И я — кроха — с серьезным видом затянула:

— «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей...»

Папа читал мне на ночь классику, поэтому «Демона» я знала наизусть. Худсовет был сражен наповал: девчушке четыре с половиной года, а она уже знает наизусть Лермонтова! На роль дочери комиссара Красной армии меня утвердили, предстояло ехать в экспедицию.

Поскольку родители работали, сопровождать меня вызвалась бабушка, и мы, две лягушки-путешественницы, отправились в Белев. В группе нас приняли как родных, разместили в частном доме. Мне было интересно все, особенно радовалась, когда переодели в старинную одежду — такого в обычной жизни никто не носил. Завидовала актерам, игравшим белогвардейцев, любовалась их красивой формой.

Злополучный эпизод на железнодорожных путях снимали ночью. К тому моменту я уже сильно устала. Режиссер объяснил: «Едва поезд начнет приближаться, сразу отходи в сторону». Я кивнула: все понятно. Прозвучала команда «Мотор!», поезд несется навстречу, а я продолжаю бесстрашно стоять на рельсах. Почему-то запомнилось, что состав должен остановиться сам. Группа застыла в ужасе. Не растерялся один Алексей Ванин, рванул ко мне, подхватил, и чуть ли не в последний момент мы успели отскочить на железнодорожную насыпь.

После той истории все считали его моим крестным отцом, он реально спас из-под колес. Алексей Захарович, мастер спорта по классической борьбе, был одним из любимых актеров Шукшина. Василий Макарович приглашал его во все свои фильмы, но по различным причинам он снялся только в двух картинах. С тех пор если пересекались с Алексеем Захаровичем на студии Горького, всегда тепло здоровались. Но это уже через много лет, когда я подросла.

С Алексеем Ваниным в фильме «Огненное детство». Фото: из архива А. Назарьевой

— Вы долго ходили вольнослушателем в мастерскую Сергея Герасимова, однако диплом института кинематографии получали не у него, а у Алексея Баталова...

— Это целая история. После «Огненного детства» я попала в актерскую картотеку Киностудии имени Горького. Там меня и отыскали ассистенты, работавшие с Сергеем Аполлинариевичем, он готовился к съемкам «Юности Петра». Когда мама услышала, что дочь приглашают на кинопробы к самому Герасимову, волновалась больше меня: это же корифей!

Меня рассматривали на роль Саньки Бровкиной в детстве, взрослую героиню играла Любовь Полехина. Мне-то казалось, что мы с ней совершенно непохожи, не то что девочка, сидевшая рядом в ожидании, пока позовут в павильон. Вот она — один в один Люба. Но Герасимову почему-то приглянулась я.

Если роль и удалась, то только благодаря Сергею Аполлинариевичу. Он уделял мне много времени, репетировал, учил находить правильную интонацию, окать: мОрОз, ОбОз... Можно сказать, учил с голоса. Он был человеком верующим, держал пост, помню, приносил с собой на студию отварную картошку, редьку, когда прерывался на обед, подкармливал и меня.

Съемки окончились, но Герасимов обо мне помнил. Через пять лет пригласил на выпускной спектакль «Власть тьмы», а потом предложил: «Не хочешь ли прийти к нам на курс?» В четырнадцать лет я, конечно же, не могла стать их с Тамарой Федоровной студенткой, но мастерскую посещала с огромным удовольствием. Там учились Марина Левтова, Оля Машная, Митя Золотухин, Юра Мороз...

Герасимов и Макарова были потрясающими педагогами, к ученикам относились настолько трепетно, что каждый был уверен: уж его-то мастера любят больше всех. Я была еще школьницей, когда все они окончили институт, но по-прежнему приходила на занятия — уже в новую мастерскую Герасимова, студентами которой стали Гена Сидоров, Лариса Садилова, Аким Салбиев...

Ребята репетировали отрывки, я не оставалась в стороне. Сергей Аполлинариевич нередко расспрашивал: «Расскажи, Анечка, что у вас там в школе происходит?» Я с жаром принималась рассказывать, как у одноклассницы пропали часы. Тамара Федоровна тоже внимательно слушала и порой останавливала: «Желательно, когда что-то рассказываешь, не жестикулировать». Она считала, что хороший артист должен уметь донести смысл до зрителей одним голосом, даже если просто стоит столбом.

За съемки в «Юности Петра» я заработала первые приличные деньги и купила зимние сапоги. Герасимов это заметил: «Ой, у тебя новые сапожки! Красивые». Я страшно гордилась тем, что сама за них заплатила.

Конечно же, кто-то из студентов вызывал мои симпатии, но ко мне ребята относились исключительно как к дочери полка. Когда Сергея Аполлинариевича уже не стало, я узнала: оказывается, он собрал мальчиков и строго-настрого предупредил: «Аня — школьница, несовершеннолетняя, не дай бог, кто-то из вас проявит к ней интерес и с ней что-то случится, отчислю не раздумывая!» Переживал за меня как за дочь.

Герасимов ушел неожиданно, но закончить работу над фильмом о Льве Толстом успел. Я тогда пошла в ректорат и попросила: «Хотела бы учиться во ВГИКе и дальше, вот только нужно сняться в одной картине. Вы меня потом возьмете?» Там заверили, что да, но съемки затянулись, на вступительные экзамены я опоздала, актерский курс уже был набран. Расстроилась страшно, и ассистент режиссера, которая хорошо ко мне относилась, буквально за руку отвела к Баталову, попросила принять вольнослушателем.

Алексей Владимирович, вскоре возглавивший кафедру актерского мастерства, разрешил посещать свои занятия. Он набрал азербайджанский курс, я оказалась единственной русской девочкой. Занятий не пропускала, не филонила, даже вместе со всеми сдавала сессии, но все равно оставалась в институте на птичьих правах. Кто-то посоветовал съездить в Баку и сходить на прием в республиканский Минкульт, чтобы помогли выбить место во ВГИКе. Родители встали стеной: не пустим, ты еще маленькая!

Неожиданно вмешался случай. Савва Кулиш делал телепередачу об институте и, как оказалось, слышал про меня: талантливая девочка ходит на занятия и вовсю снимается, но диплом ей не светит. Разыскал, попросил дать интервью. Подошла к Алексею Владимировичу:

— Можно ли говорить все как есть?

— Да, деточка, можно.

Когда передачу показали по телевидению, меня зачислили в мастерскую Баталова. Пришлось заново сдавать все экзамены за четыре года, но ничего, справилась. По мастерству получала отлично, остальные предметы зубрила с утра до ночи, на нервной почве исхудала, стала как тростинка. Диплом защищала картиной «Возьми меня с собой», которую снял мой муж Александр Николаевич Полынников. Баталов ее посмотрел, но был сдержан в оценках: «Мне не очень понравилось, но дело не в тебе, в картине два финала, а должен быть один. Передай это мужу». Алексей Владимирович был замечательным педагогом, мне очень повезло у него учиться.

В мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой во ВГИКе я ходила вольнослушателем. Фото: Чин-мо-цай/РИА Новости

— У вас с Полынниковым большая разница в возрасте. Как вы, совсем девочка, решились связать с ним жизнь?

— Да, разница огромная — двадцать восемь лет. Тем не менее мы вместе уже тридцать два года. Встретились на съемочной площадке. Саша был уже известным режиссером. Его «Берегите женщин», музыкальный фильм с песнями Юрия Антонова, по сей день крутят по телеканалам. К слову, хочу исправить ошибку в Интернете: в этом фильме я не снималась, была еще совсем маленькой. Меня пригласили на пробы в картину «Просто ужас!», но Александр Николаевич тогда не утвердил, сказав: «У нее совсем взрослый взгляд». При том, что мне исполнилось всего одиннадцать. Я не монтировалась с партнером-мальчишкой, тот выглядел совсем пацанчиком.

Тем не менее Полынников меня запомнил и через четыре года позвал на главную роль в «Поживем — увидим». Вся группа замечала, насколько мне нравится Александр Николаевич, какие взгляды я на него бросаю. Мое отношение не укрылось и от Саши. Он отшучивался: «Вот исполнится тебе восемнадцать, поженимся». Позже я ему это припомнила: «Группа слышала ваши слова — женитесь».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы» Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы»

«О чем размышляет мужчина, которому за пятьдесят?»

Караван историй
Прокладки и тампоны в прошлом? Насколько менструальные чаши и трусы безопасны Прокладки и тампоны в прошлом? Насколько менструальные чаши и трусы безопасны

Какое средство женской гигиены считается самым безопасным

Cosmopolitan
Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили... Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили...

Брат актрисы Екатерины Васильевой рассказывает о своей знаменитой семье

Коллекция. Караван историй
Алкогений: Андрей Краско Алкогений: Андрей Краско

Зрители часто не отделяли Краско от его героев — пьяниц, ментов-бал­бесов

Maxim
Михаил Галустян. История смешного мальчишки Михаил Галустян. История смешного мальчишки

Главы из книги Михаила Галустяна «Знак отличия. История смешного мальчишки»

Караван историй
Кто еще живет на глубине Кто еще живет на глубине

Удивительные существа подводного мира Тихого океана

Популярная механика
Паул Буткевич: Паул Буткевич:

Даже мерзавцы в исполнении Паула Буткевича не были лишены обаяния

Караван историй
Что такое «культура отмены» и можно ли отменить человека Что такое «культура отмены» и можно ли отменить человека

Как работает cancel culture

Maxim
Агриппина Стеклова: «Чем больше опыта, тем больше страхов и сомнений» Агриппина Стеклова: «Чем больше опыта, тем больше страхов и сомнений»

Актриса рассказала «Здоровью» о лучшем фитнесе в своей жизни и новом увлечении

Здоровье
Почему предприниматели-адреналинщики достигают успеха Почему предприниматели-адреналинщики достигают успеха

Почему бизнесмену важно уметь и любить рисковать

СНОБ
Света в темном царстве Света в темном царстве

Актриса Светлана Ходченкова — о том, что любить надо себя

Tatler
Топ-5 самых странных и безумных книг за всю историю Топ-5 самых странных и безумных книг за всю историю

Книги, достойные «библиотеки безумца»

Популярная механика
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Как Вайнона Райдер одевалась в начале девяностых — и почему это отличный пример гендерно-нейтральной моды Как Вайнона Райдер одевалась в начале девяностых — и почему это отличный пример гендерно-нейтральной моды

Вайнону Райдер можно было смело называть иконой унисекс-моды в начале девяностых

Esquire
Краткая история торговых войн США в восьми главах Краткая история торговых войн США в восьми главах

Истории о том, как США вступали в экономические прения с разными государствами

Maxim
Небесный бой: как миллиардеры сражаются за региональные аэропорты Небесный бой: как миллиардеры сражаются за региональные аэропорты

Как Дерипаска, Вексельберг и Троценко борются за оставшиеся на рынке аэропорты

Forbes
Свои парни Свои парни

Ставка на прорабов сделала «Петровича» крупнейшим продавцом стройматериалов

Forbes
Что мешает развитию шеринговой экономики в России Что мешает развитию шеринговой экономики в России

Люди все чаще предпочитают не купить вещь, а взять в аренду

СНОБ
Гибкий панцирь позволил броненосному жуку пережить наезд автомобиля Гибкий панцирь позволил броненосному жуку пережить наезд автомобиля

Панцирь этого жука может прогибаться там, где нет жизненно важных органов

N+1
5 роскошных спален в кино 5 роскошных спален в кино

Спальни киногероев, которые служат источником вдохновения даже для дизайнеров

Psychologies
Однослойный дисульфид молибдена получили на капле жидкого металла Однослойный дисульфид молибдена получили на капле жидкого металла

Эта технология может стать альтернативой химическому осаждению из газовой фазы

N+1
Николай Губенко. На скоростях Николай Губенко. На скоростях

Друзья и коллеги вспоминают Николая Губенко

Караван историй
Милые родители, открыться не хотите ли? Милые родители, открыться не хотите ли?

К чему приводит нас искусство оберегать чужие тайны?

Psychologies
Отрывок из книги Сергея Шойгу «Про вчера» Отрывок из книги Сергея Шойгу «Про вчера»

Отрывок из книги министра обороны, посвященный строительству завода

СНОБ
«Шарики» против «кубиков»: что мешает крупным корпорациям создать свой Google «Шарики» против «кубиков»: что мешает крупным корпорациям создать свой Google

Почему попытки корпораций создать свой Google обречены на провал

Forbes
Не осталось больше никакой правды. Почему «Суд на чикагской семеркой» Аарона Соркина может получить «Оксар» Не осталось больше никакой правды. Почему «Суд на чикагской семеркой» Аарона Соркина может получить «Оксар»

«Суд над чикагской семеркой» — судебная драма, переворачивающая законы жанра

Forbes
Тапочки пополам Тапочки пополам

Гвинет Пэлтроу объясняет нам свою концепцию «осознанного расставания»

Tatler
65 лет взрыву советского линкора «Новороссийск», в котором погибли 829 человек 65 лет взрыву советского линкора «Новороссийск», в котором погибли 829 человек

Одна из крупнейших морских катастроф XX века

Maxim
DirectX: что это такое и откуда качать? DirectX: что это такое и откуда качать?

Если вы устанавливаете игру, а она требует еще и DirectX - это нормально

CHIP
«Мама приходит с работы»: чего хотят женщины после тяжелого дня? «Мама приходит с работы»: чего хотят женщины после тяжелого дня?

Вечер трудного дня: как помочь мамам восстановиться после работы

Psychologies
Открыть в приложении