«Мастер и Маргарита»: русская классика с иностранными консультантами
В прокат вышел фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» с Юлией Снигирь и Евгением Цыгановым в главных ролях. Егор Москвитин посмотрел сложносочиненную экранизацию великого романа и рассказывает, какой она получилась.
Автор «Великого Гэтсби» Баз Лурман грезит об экранизации «Мастера и Маргариты» с 1996 года. Его мечту гораздо быстрее и решительнее осуществили режиссер Михаил Локшин, сценарист Роман Кантор и продюсер Леонард Блаватник. Они превратили русскую классику в неожиданно голливудский блокбастер — зрелищное кино на стыке фэнтези, мюзикла, антиутопии и мелодрамы. Это уже едва ли Булгаков, но экранизировать Булгакова и невозможно. А получившийся сеанс черной магии нет никакого желания разоблачать.
Страшно что-то писать о фильме, который начинается с разгрома квартиры критика-конъюнктурщика решительной, яростной и невидимой Юлией Снигирь. Но в этой же сцене есть подсказка к тому, как относиться к экранизации, не похожей ни на одну другую. Разнеся в пух и прах вульгарные хоромы критика Латунского, Маргарита замечает в соседней квартире испуганного ребенка. И, накрыв мальчика одеялом, обещает прочитать ему сказку. «Мастер и Маргарита» Локшина-Кантора — это именно сказка прямого отжима. Добросовестно упрощенный, прямолинейно поучительный, завораживающе красивый и при этом изрядно обезглавленный роман, в котором стало меньше Иудеи и больше земной любви, меньше античной мигрени, но больше простого сердцебиения. После такого кино не хочется ругаться, что Булгаков в миллион раз сложнее (это очевидно), но хочется перечитывать книгу.
Первое, что бросается в глаза в «Мастере и Маргарите», — затеянное в 2018-м и снятое в 2021 году кино принадлежит ушедшей (для нас) эпохе glocal-проектов. То есть это локальный блокбастер, стремившийся стать глобальным — масштабной экранизацией известной всему миру русской классики, сделанной по всем законам голливудского кино. Под задачу не только был выделен соответствующий бюджет (800 млн рублей, превратившиеся в итоге в 1,2 млрд), но и подобраны подходящие специалисты. После того как проект покинул режиссер Николай Лебедев (его ждал «Нюрнберг») с его мечтой об Ольге Куриленко (прошедшей кастинг на роль Маргариты) и Гэри Олдмане (задравшем ценник на роль Воланда), командовать парадом стали молодые профессионалы — режиссер Михаил Локшин и сценарист Роман Кантор.
Первый родился в США и даже в своей рекламной работе проектировал русский Голливуд — например, снял тот самый ролик «Сибирской короны» с Дэвидом Духовны, читающим стихи из «Брата». Второй написал сериал «Эпидемия», ставший международным хитом на Netflix. Туда же в итоге попал первый совместный проект Локшина и Кантора — романтическая сказка «Серебряные коньки», напоминающая разом и мультфильм «Анастасия», и фильм «Титаник». Картина, открывавшая в 2020 году ММКФ, до сих пор пользуется спросом на итальянском телевидении в рождественский прайм-тайм. Если верить интервью, Локшин и Кантор согласились сделать «Мастера и Маргариту» при условии, что предыдущие рукописи сгорят, а они напишут сценарий с нуля. На роль Воланда удалось заполучить Аугуста Диля — немецкого актера, в 2019 году поразившего всех в Каннах своей главной