Удобная статья: как расправляются с неугодными журналистами и блогерами
Обвинения в вымогательстве — все более популярный способ преследования неугодных блогеров и журналистов. О том, как это происходит и как от этого защититься, рассказывает юрист правозащитной организации «Агора» Александр Попков
7 мая силовики штурмом взяли квартиру администратора популярного паблика «Омбудсмен полиции» Владимира Воронцова, срезав входные двери и спустившись на веревках в окна. После обыска следователи предъявили экс-полицейскому обвинение в вымогательстве в 2017 году 300 000 рублей у коллеги «за нераспространение фотографий личного характера». На следующий день суд на два месяца заключил Воронцова под стражу.
Помпезное задержание Воронцова и обвинение его в вымогательстве трехлетней давности — обкатанный и все более популярный способ преследования неугодных блогеров и журналистов. Когда законодатель частично декриминализировал «экстремистскую» 282-ю статью Уголовного кодекса, правоохранители лишились самой привычной возможности затыкать неблагонадежных. Подкидывать наркотики пишущей братии — как, очевидно, произошло в случае с Иваном Голуновым — чревато общественным резонансом и непредсказуемыми последствиями.
Наступившие на властные мозоли журналисты не расхищают бюджеты и не дают взятки, в большинстве своем благонравны в быту и разборчивы в личной жизни, потому у недоброжелателей, желающих отомстить, осталось не так уж много вариантов. Статья «Вымогательство» — самый ходовой из них.
Информагентство «РосБалт», издательская компания «ИДР-Формат», финансовый портал FinNews, калининградская газета «Новые колеса», алуштинская «Твоя газета», городской форум «БлогСочи» — вот далеко не полный перечень масс-медиа, главы которых в последние два-три года попали под уголовный каток. Уязвимость журналистов возникает тогда, когда СМИ сначала публикует критические материалы про персону или организацию, а потом вступает с объектом публикации в финансовые взаимоотношения, пусть даже по инициативе оппонентов.
Состав вымогательства сложней экстремистского тем, что требует активного участия пострадавшего от преступления. Зачастую в качестве таковых выступают весьма влиятельные лица: генерал СК Виктор Леденев, депутат Госдумы Юрий Напсо, бизнесмен из списка Forbes в Казахстане Кенес Ракишев. Потерпевшим от публикаций FinNews признан «Россельхозбанк», а от статей «Твоей газеты» — Алуштинское отделение «Единой России», даже не являющееся юридическим лицом.
При этом на практике фигуранты чаще общаются с посредниками, нежели напрямую с «жертвами». Как правило, это старые знакомые, те, кому можно худо-бедно доверять, с кем можно пошутить и вспомнить былое. В деле сочинца Александра Валова переговоры шли с коммерсантом Романом Гукасяном, известным блогеру по совместным «молодогвардейским» мероприятиям и ставшим помощником депутата Госдумы. В Алуште о сотрудничестве между ЕР и «Твоей Газетой» с журналистами Алексеем Назимовым и Андреем Облезовым договаривался хорошо им известный предприниматель Михаил Красненков. В Калининграде договоренности между главредом «Новых колёс» и руководителем регионального Следственного Управления СК поддерживали бывший замполпреда президента Александр Дацышин и генерал МВД Евгений Мартынов.