Учить играючи: предпринимателя надо растить иначе, чем исполнителя
Постсоветская школа изжила себя. В среде современных родителей зреет запрос на другую школу, считает предприниматель Игорь Рыбаков
Какие предпринимательские компетенции воспитывает современная российская школа? На мой взгляд — никакие. И вот почему.
Российская школа — наследница советской школы, задача которой состояла в том, чтобы готовить кадры для плановой индустриальной экономики. Выпускник советской школы должен был не только знать основы физики и химии, но и уметь подчиняться: после получения специальных знаний в институте, техникуме или профессиональном училище он должен был занять свое место в производственной иерархии. Развитием креативных, познавательных способностей ученика массовая школа озабочена не была, этим занимались художественные и музыкальные школы, физико-математические интернаты, школы при вузах и так далее.
Такое положение дел сохранилось в российском образовании и по сей день. Российская массовая школа не способна готовить предпринимателей, потому что у нее другие задачи: она готовит исполнителей.
Что отличает предпринимателя от исполнителя?
На этот вопрос каждый из участников рейтингов Forbes даст свой ответ. Я бы сказал, что предпринимателя отличают прежде всего:
- Лидерские качества: способность нести ответственность за судьбу компании.
- Самостоятельность мышления: нежелание следовать шаблонам, готовность отстаивать собственную позицию, критический подход, способность разрушать стереотипы с помощью неудобных вопросов: «А почему?». Настойчивость в поиске истины.
- Креативность: для того чтобы отстаивать собственную позицию, надо ее сформировать. Надо уметь увидеть новые возможности там, где другие не видят ровным счетом ничего.
Я считаю, что российские предприниматели — self-made men, которые стали предпринимателями не благодаря тому, чему их учили в школе, а вопреки. Если мои коллеги-предприниматели считают иначе, пусть они меня поправят.