Знакомьтесь, Тихон Жизневский — звезда «Топей» и «Майора Грома». Мы поговорили с ним о политике в кино, умении играть мента и работе с Михалковым
До последнего времени лишь единицы узнавали Тихона Жизневского в лицо. Он дебютировал у Виктора Шамирова в «Дикарях», отыграл в двух частях «На игре», все это время параллельно работал в Александринском театре и только недавно стал снова регулярно играть в кино. Сначала в прокат вышел «Огонь», ура-патриотический блокбастер о команде пожарных-спасателей, затем на «Кинопоиске» стартовал загадочный сериал «Топи» режиссера Владимира Мирзоева о российской хтони — в обоих из этих проектов Жизневский снялся вместе со своим другом Иваном Янковским. А затем произошла и первая главная роль — российская экранизация комикса «Майор Гром: Чумной доктор». Фильм сразу стали подозревать в том, что это замаскированная пропаганда: по сюжету петербургский бравый следователь Игорь Гром борется с народным мстителем Чумным доктором, который самолично судит и убивает коррупционеров, впоследствии к нему примыкают возмущенные горожане, но все эти народные погромы и протесты в финале сходят на нет — кино якобы таким образом намекает, что это плохая идея — протестовать против сложившегося в государстве порядка вещей.
В разговоре c Esquire Жизневский не стал комментировать новость об угрозах сценаристу сериала “Топи” Дмитрию Глуховскому за изображение героини-чеченки, но зато охотно рассказал, почему не считает “Майора Грома” анти-оппозиционным кино, зачем ему понадобилось работать на Никиту Михалкова, и о том, чем он займется дальше.
А сколько ты интервью уже дал за последний месяц? Тебе до сих пор нравится с журналистами разговаривать? Ты видишь в этом какой-то смысл?
Вообще, честно говоря, никакого. Одно и то же спрашивают, одно и то же пишут. Вопросы из серии «Расскажи веселую ситуацию со съемок». «Как работали с партнерами, о чем персонаж, о чем фильм». Странно. Для меня это новый опыт. Я так много интервью никогда не давал.
В одном из этих многочисленных одинаковых интервью (я штук пять, наверное, прочел) ты сказал следующее: «Если тебе предлагают возможность сняться в таком масштабном проекте, ты идешь и снимаешься». Почему для российских актеров крупные проекты — всегда обязаловка, и невозможно от этого отказаться? Все дело в крупных гонорарах?
Ты знаешь, самое интересное, что гонорар совершенно не отличается, будь то бюджетный супер-проект или малобюджетный. В крупных проектах просто больше возможностей посмотреть на какие-то технические особенности, которых ты раньше не видел. Для меня, ты тоже пойми, это дело новое. Я работал в театре, снимался по молодости абсолютно неосознанно, и тут появляется возможность сняться в каком-то огромным фильме «Огонь». А потом сразу же в еще более огромном — в «Майоре Громе» — уже в главной роли. Поэтому я не мог отказаться.
Сейчас у меня уже появилась другая возможность — отказываться от того, что мне не нравится.
“Майор Гром” чуть больше недели в прокате, и есть прогноз, что он не окупит бюджет на производство. Мне-то нравится этот фильм, я адвокат дьявола, которому всем приходится доказывать, что это очень любопытная картина. В фильме все свою работу сделали хорошо. И понятно, что не у тебя надо спрашивать, но как ты думаешь, почему фильм приняли не так тепло?
Я бы не стал делать преждевременные выводы. Но вообще на успех и неуспех того или иного фильма влияет множество факторов. И особенно — время выхода в прокат (“Майор Гром вышел между двумя голливудскими блокбастерами « «Годзилла против Конга» и «Мортал Комбат». — Esquire). Свою роль может сыграть и жанр, и позиционирование – вплоть до погоды за окном.