«Тупая блондинка»: особенности женского бизнеса в России
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, в чем особенности женского бизнеса в России и почему из-за них он сложнее, чем мужской.
Недавно подписчица прислала мне анонс мероприятия для женщин, которые ведут собственное дело. Называлось оно «Бизнес-девичник» и сопровождалось картинкой с цветочками и легкомысленным текстом: давайте, барышни, соберемся и поговорим о своем, о девичьем. Вряд ли подобное приглашение адресовали бы мужчинам: стиль наверняка был бы совсем иным — жестким и деловым.
Действительно ли мужское и женское предпринимательство отличаются настолько, что встречи для женщин превращаются в легкомысленную болтовню за чашечкой кофе? Разница и правда велика, но совсем не потому, что девушки, выбравшие работу на себя, могут позволить расслабленные посиделки. Ситуация скорее обратная: женский бизнес сложнее мужского и требует больших ресурсов.
Немного цифр
По данным Минэкономразвития РФ на март 2020 года, около трети компаний малого и среднего бизнеса принадлежат женщинам. Доля женского бизнеса в сфере услуг составляет 58%, в торговле — 28%, в производстве — 14%. 90% социального бизнеса в России делают женщины.
Партнер исследовательского центра Deloitte Екатерина Трофимова отмечает, что в небольших компаниях женщины демонстрируют лучшую рентабельность продаж по валовой прибыли: на 16% выше, чем у мужчин. Примерно на том же уровне показатель остается на средних предприятиях и меняется лишь в сегменте крупного бизнеса.
Однако, несмотря на масштабную представленность «слабого пола» в коммерции и его успешность, по данным Mastercard Index of Women Entrepreneurs 2020, Россия находится лишь на 22-м месте из 58 в рейтинге лучших стран для женщин-предпринимателей. До тройки лидеров — Израиля, США и Швейцарии — нам еще далеко.
Почему же так происходит и что мешает женщинам России чувствовать себя столь же комфортно, как за рубежом?
Две работы: дома и в офисе
Согласно данным исследования Национального института статистики, женщины тратят на домашнюю работу 26,5 часа в неделю, мужчины — всего 14. Иными словами, 70% невидимого и неоплачиваемого труда по организации жизни семьи выпадает на долю девушек.
Существует расхожий стереотип, что у бизнесвумен всё иначе: они в принципе не тратят время на «вторую смену», делегируя ее наемному персоналу — няням, гувернанткам и клининговым службам. Но следует понимать, что в сегменте малого бизнеса доходы не столь велики, чтобы исключить свое участие в домашней работе.
К тому же за женщинами всегда остается функция контроля и планирования, не говоря уже форс-мажоре: наемную работницу не отправишь на родительское собрание и не положишь с ребенком в больницу.
В итоге женщинам приходится совмещать бизнес со второй сменой. Велика вероятность, что, выбирая между семьей и собственным делом, девушка предпочтет первое, ведь заменить ее некем.
Обостряется проблема выбора в период декрета. Директор хабаровского НКО «Союз деловых женщин» Светлана Жукова рассказывает в своем интервью «Российской газете» о таких дилеммах: ее дочь оставила предпринимательство после того, как стала матерью. Есть и другой пример: Дарья Чуднова, создавшая собственный продюсерский центр, приходила на работу с ребенком в переноске.
Надо ли говорить, кому проще работать: мужчине, который может рассчитывать на бытовое обслуживание дома, или женщине, которая вынуждена идти с ребенком в офис? В 2019 году Минэкономразвития поддержало проект «Мама-предприниматель», но аналогичных инициатив для мужчин нет: они просто не нужны, так как забота о детях остается прерогативой женщины.