Троцкисты, фермеры и миллиардеры: чем известны выходцы из России в Аргентине
О выходцах из России, переехавших в США и добившихся больших высот, говорят часто — широко известны имена таких людей, как сооснователь Google Сергей Брин или лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон Кузнец. Но люди, перебравшиеся в разное время из России, СССР и Российской империи в Южную, а не в Северную Америку, тоже в ряде случаев достигли успеха и оказали на страны, в которые переехали, заметное влияние. Рассказываем, чем прославились выходцы из исторической России в Аргентине и кого и почему здесь называют Ruso («русскими»).
Кто и от чего уезжал из Российской империи и СССР в Аргентину
В конце XIX — начале XX века, во времена «золотого века Аргентины», страна входила в топ-10 самых богатых стран мира по показателю ВВП на душу населения. Обладая огромными неосвоенными сельскохозяйственными территориями, Аргентина была одним из наиболее привлекательных направлений для иммиграции, а выходцы из России составляли здесь третью по размеру группу европейских иммигрантов после итальянцев и испанцев. Целые города, существующие по сей день, были основаны выходцами из России, и даже в облике столицы страны Буэнос-Айреса можно при желании найти отпечатки основных этапов жизни диаспоры. Иммигранты из России оказали влияние на методы ведения сельского хозяйства и бизнеса в Аргентине, а также на культурную, научную и политическую жизнь страны. В современной Аргентине некоторые жители с российскими корнями той или иной глубины являются влиятельными бизнесменами, политиками или деятелями культуры.
Относительно массовая эмиграция из России в Аргентину охватывает период более чем в 150 лет. Одними из первых были поволжские немцы, которые стали переселяться после введения всеобщей воинской повинности в России в 1874 году. В статье Католического университета Аргентины отмечается, что они создавали сельскохозяйственные колонии и придерживались модели хозяйства, которую использовали и в России, — каждая колония представляла собой автономное сообщество с собственной инфраструктурой, включающей школы, церкви и клубы. Например, город Коронель Суарез (Coronel Suárez) в провинции Буэнос-Айрес с населением на сегодняшний день около 30 000 человек в свое время был одним из главных мест переселения немцев Поволжья, а выходцы из этих колоний до сих пор составляют значительный процент населения города.
Приблизительно с 1890 года началась новая волна иммиграции, состоявшая преимущественно из евреев из западных областей Российской империи, которые бежали от погромов. Эта волна была одной из наиболее многочисленных по количеству мигрантов. Музей Миграционной службы Аргентины оценивает общее количество иммигрантов из России с 1857 по 1920 год в 163 000 человек. В книге «История еврейской общины Аргентины» Энрике Гершковича говорится, что в 1910 году в стране жило 110 000 евреев, большинство которых прибыли из России.
Еврейское колонизационное общество, созданное бароном Морицем фон Хиршем для облегчения массовой эмиграции евреев из России и других стран Восточной Европы в сельскохозяйственные колонии в Новом Свете, способствовало интеграции прибывающих, а также помогало созданию централизованных еврейских поселений на неосвоенных землях. Примером такого поселения стал город Мойсес-Виль, который в свое время считался столицей еврейских сельскохозяйственных колоний в Аргентине.
В книге «Русская иммиграция в Аргентине», изданной на базе музея Roca, авторы утверждают, если «русские немцы» в основном занимались сельским хозяйством, то «русские евреи» — и особенно их дети — активно занимались бизнесом, искусством и политикой.
«Мигранты, прибывающие в Аргентину, обычно получали документы, в которых национальность указывалась по стране отбытия, то есть все прибывающие из Российской империи или СССР записывались как русские, а, например, армяне, бежавшие от геноцида в Османской империи, могли быть указаны как турки. Эта традиция прослеживается до сих пор и даже вносит определенную путаницу: в СМИ и в личном общении русскими в Аргентине часто себя называют представители других современных нам национальностей, если их предки приехали сюда из СССР или Российской империи», — говорит кандидат социологических наук Михаил Дьяконов, проживающий в Буэнос-Айресе.
Стоит отметить, что законы Российской империи не позволяли свободный переход жителей страны в иностранное подданство. Лишь в 1892 году в законе было сделано исключение и разрешили эмиграцию евреев.
Своеобразным символом русской иммиграции в Аргентину стал построенный в 1898–1901 годах Свято-Троицкий собор, расположенный в районе Сан-Тельмо, рассказывает историк архитектуры Александр Иванов. Что интересно, отмечает он, на момент строительства храма православных выходцев из России в Буэнос-Айресе было крайне мало: первые две волны русской эмиграции в XIX веке состояли преимущественно из поволжских немцев и евреев, относящихся к другим религиозным конфессиям. «В 1887 году к российскому императору Александру III обратились с прошением открыть православный приход иммигранты из других стран: Греции, Сербии, Болгарии. А священник из России Константин Изразцов, назначенный главой православного прихода в Буэнос-Айресе в 1891 году, провел успешный краудфандинг. В Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и других городах он обращался к народу с просьбой пожертвовать средства на православный храм в Аргентине, размещал публикации об этом в прессе, и многие в результате скинулись. Император Николай II, например, пожертвовал 5000 рублей», — рассказывает историк Иванов. К слову, в современной Аргентине потомки Изразцова ведут довольно прибыльный риелторский бизнес под брендом Izrastzoff.
После распада СССР Аргентину ждала новая волна иммиграции из бывших советских стран — в этот раз по экономическим причинам. В поисках стабильных условий для жизни и работы в условиях открывшихся границ многие отправились в эту латиноамериканскую страну. При этом в начале 1990-х правительство президента Карлоса Менема провело серию экономических реформ, направленных на стабилизацию экономики. В 1991 году была введена политика фиксированного обменного курса, при которой аргентинский песо был привязан к доллару США в соотношении 1:1, что позволило на время решить проблему инфляции и обеспечить экономический рост. В этот период уровень жизни для многих аргентинцев рос и страна выглядела достаточно привлекательно для переезда.
В 2022–2023 годах Аргентина вновь стала одним из наиболее популярных направлений для российских релокантов. Во-первых, страна предлагает относительно простые процедуры получения вида на жительство и гражданства. Во-вторых, в Аргентине развита система бесплатного здравоохранения и образования, по этой причине ее нередко выбирают семьи с детьми. В-третьих, уровень цен в стране на тот момент был ниже, чем в других популярных среди россиян странах. Кроме того, наличие русскоязычных сообществ и культурная открытость аргентинцев облегчают процесс адаптации.
Анархисты, феминистки и белоэмигранты
На протяжении всего периода иммиграции из России в Аргентину переезжали подвергавшиеся преследованию за политические и религиозные взгляды и активность.
В Аргентину активно переселялись старообрядцы. Например, в расположенном в Патагонии городе Чоэль-Чоэль до сих пор живет община старообрядцев, говорящих на русском языке и сохраняющих традиции жизни дореволюционной России. После гражданской войны в Аргентину переезжали и другие группы верующих.