Трактора-спортсмены
Далеко не все рекорды ставятся на ярко освещенных спортивных аренах. Иной раз чтобы увидеть своими глазами достижение мирового уровня, приходится отправляться на юг Рязанской области. Летом этого года здесь ставил рекорд трактор Ростсельмаш RSM 2375. Модель ранее производилась на площадке Ростсельмаш в Виннипеге, а с 2016 года производится в Ростове-на-Дону.
Посреди черноземной степи, испещренной редкими перелесками, мы оказались около семи утра. А трактор уже три часа, с самого восхода солнца, беспрерывно трудился, поднимая где-то там на горизонте облако темной пыли. Задача – обработать поле рекордной площади (210 га) и уложиться при этом в световой день. Старт дан. Механизаторы за рычагами трактора будут сменять друг друга, и пока один отрабатывает четырехчасовую смену, другой отдыхает в автомобиле рядом с полем.
Трактор тянет за собой дисковую борону шириной 9,7 м. Это тяжелое орудие, проникающее вглубь земли на 10 см, рыхлит землю, давит сорняки, прикапывает стерню от прошлого урожая, через которую поле теряет влагу.
Классовое общество
Сельскохозяйственные трактора довольно сильно отличаются от других своих собратьев и их родовой особенностью является чудовищная тяга и минимальное давление на грунт. И делятся они на три основные класса, в каждом из которых Ростсельмаш установил мировые рекорды.
Младшее семейство — универсально-пропашные трактора с классической рамной конструкцией. Это большой сегмент с двигателями от 30 л.с. до 350 л.с., но Ростсельмаш производит только верхний уровень этой техники с мощностью от 320 л.с. до 340 л.с., самые сливки. Такие трактора бывают и с приводом только на задние колеса, и с подключаемым передним мостом, но ростовчане производят только последние. Если охарактеризовать эти ростсельмашевские трактора одной фразой — максимум производительности при минимуме расхода топлива за адекватные деньги. Именно в этой области в мае этого года Ростсельмаш и поставил мировой рекорд — засеял максимум площади на одном топливном баке.
На шарнирах
Второй класс, в котором и ставился нынешний рекорд, — трактора шарнирно-сочлененной схемы, наиболее популярные машины. У Ростсельмаш это серия 2000 с мощностью 350-400 л.с. Далеко не все обрабатываемые поля идеально ровные, распахиваются и косогоры, и прочие «неидеальности» рельефа. Именно для того, чтобы трактор с орудием мог проще приспосабливаться к особенностям ландшафта, избегая действия на корпус нежелательных скручивающих моментов, применяется шарнирно-сочлененная конструкция. При использовании колесной «спарки» горизонтальный излом между полурамами может составлять до 40%, вертикальный – до 30%.