Позиция силы. Как компании пережить поглощение и сохранить культуру
Покупка Сбербанком доли «Яндекса» может стать положительным событием для обеих корпораций, но только при соблюдении определенных условий
Новость о том, что Сбербанк собирается выкупить примерно 30% акций «Яндекса», обвалила капитализацию «Яндекса» почти на $1 млрд. Инвесторы восприняли сообщение о возможной покупке доли интернет-компании госбанком как угрозу для ее бизнеса. Причины понятны: одни сомневаются в эффективности корпоративного управления, которое может обеспечить Сбербанк, других смущает нависшая над банком угроза санкций. Несколько дней представители российского поисковика отмалчивались, а вчера основатель и генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож опроверг слухи о сделке, правда, с небольшой оговоркой. Продавать собственную долю он не собирается и от управления отходить не намерен. Но поддерживает усилия совета директоров по развитию компании и, в том числе, оценке различных возможностей управления структурой капитала. В любом случае его заявление позитивно отразилось на компании — ее акции выросли в цене на 8% на московской бирже. Бесполезно гадать, что же на самом деле имел в виду бизнесмен, зато можно предположить, как изменится корпоративная культура «Яндекса» в случае появления Сбербанка среди акционеров.
Технологические партнеры
Сделки в области слияний и поглощений (M&A) с участием технологических компаний — растущий тренд — по некоторым оценкам, количество их с 2011 по 2015 гг. увеличилось на 50%, говорит основатель тренинговой программы «Энергия HR» Анастасия Мизитова. Всем известные компании, обычно не ассоциируемые с высокими технологиями, скупают техностартапы. Например, General Motors за счет слияния с Cruise Automation и Strobe пытается стать лидером в сфере беспилотных машин, а Walmart хочет не просто продавать товары, а создать принципиально новый формат цифрового рыночного пространства за счет приобретения таких компаний, как Jet.com, Bonobos, Modcloth.
В случае предполагаемой сделки Сбербанк сможет получить выходы на рынки технологий здоровья, образования, а также медиа и развлечений, говорят эксперты. Могли появиться и новые возможности для синергии, например, расширение совместного предприятия Яндекс–Маркет до формата полноценной финансовой экосистемы, замечает Павел Безручко, управляющий партнер «ЭКОПСИ Консалтинг». По его мнению, слияние так же увеличит масштаб задач — один из главных мотиваторов и факторов привлечения талантливых людей. А их наличие — ключевой фактор успеха в высоко-конкурентной отрасли финтеха. Важно понимать не только перспективы, но и риски таких сделок, один из основных — это риск интеграции кардинально разных корпоративных культур, предупреждает Мизитова.