Вилка для жадных

Что ждет российских водителей, а главное – когда?

АвтоМирАвто

Вилка для жадных

Страховщикам удалось убедить Госдуму и Совет Федерации в том, что цены на ОСАГО надо повышать. Что ждет российских водителей, а главное – когда?

Текст Екатерина Квашенкина

Если взять любого российского водителя и спросить: «Когда подорожали полисы ОСАГО», он наверняка ответит: «Совсем недавно». И будет неправ.

Да, в 2018 году о необходимом повышении цены обязательной страховки говорили очень много со всех, пожалуй, существующих официальных трибун. Да, за последний год многие водители стали платить за ОСАГО больше. Но на самом деле кошельки автомобилистов похудели из-за корректировки региональных коэффициентов, которая была еще раньше. Просто изменение цен водители обнаружили, лишь когда пришла пора перезаключать договор. Ну и у страховщиков в последнее время уж слишком часто стали «слетать» коэффициенты бонус-малус, что лишило недостаточно дотошных водителей положенной по закону скидки. Вот и кажется, что ОСАГО уже подорожала. Ан нет. Сейчас официальный базовый тариф по-прежнему в вилке от 3432 до 4118 руб.

А все разговоры чиновников так ни к чему конкретному не привели, хотя нам и анонсировали совершенно официально рост цен с 1 сентября этого года. Осеннее повышение в итоге не состоялось. Реформа вдруг напугала Центробанк, который в последний момент все остановил и решил вынести вопрос о ней на суд депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации.

Сейчас, говорят страховщики, их расходы на компенсации по ОСАГО серьезно превышают доходы от продажи полисов и это грозит крахом всей системе. Реформа призвана спасти ситуацию

Зачем нужна реформа?

В итоге обе палаты парламента в начале сентября организовывали слушания по теме реформы ОСАГО. Что же это за реформа? Да та же, о которой страховщики твердят уже больше двух лет. Она сулит нам либерализацию ОСАГО – ослабление государственного контроля тарифов, большую свободу в ценообразовании для страховых компаний и рост стоимости полисов для некоторых категорий водителей как следствие.

Взрослым опытным водителям с большим безаварийным стажем бояться нечего. Почти все варианты реформы обещают таким автомобилистам снижение стоимости «автогражданки» благодаря появлению новых дифференцированных тарифов. Зато повышение гарантировано молодым водителям, тем, у кого маленький стаж или были аварии за последние несколько лет.

«Сейчас основная масса аккуратных водителей субсидирует автовладельцев-нарушителей, которые не соблюдают правила и попадают в аварии. Мы бы хотели, чтобы каждый платил за себя. Водишь аккуратно – плати меньше», – говорит заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин.

Страховщики, агитируя всех за реформу, идут дальше и говорят не только о справедливости, но и о том, что реформа может сделать ОСАГО более выгодной для водителей. «Многие страны, например, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, при вступлении в Евросоюз получили указание по освобождению тарифов. Это было одним из условия их членства в ЕС. После небольшого роста цен на полисы ОСАГО под влиянием механизмов рыночной конкуренции, опустились до определенного уровня и на нем и держатся. Бизнес ОСАГО ни для одной компании, ни в Европе, ни в мире не является сверхприбыльным. Тем не менее, компании активно работают с этим продуктом, так как реализуя его, они имеют возможность активно продавать клиенту каско и другие, более прибыльные страховые услуги. В России есть все предпосылки для реальной конкуренции на этом рынке. Цена падает тогда, когда есть конкуренция. В последний год она упала в России на 10-15%», – утверждает председатель Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Звучит заманчиво, особенно для тех автомобилистов, которые успели на себе испытать существующие из-за отсутствия конкуренции в ОСАГО проблемы. Купить обязательный полис в России до сих пор не так-то просто – страховщики не только не борются друг с другом за клиентов, но и вообще частенько не хотят этих самых клиентов заводить.

По данным Romir, до четверти российских водителей хотя бы раз сталкивались с отказом в продаже им полиса. Ситуацию кое-как исправляет система е-ОСАГО – отказать в электронном полисе при правильном его оформлении компания никак не может. Сейчас уже 53% полисов «автогражданки» продаются онлайн, но это все равно не решает проблему с доступностью ОСАГО кардинально, поскольку электронный полис можно оформить далеко не во всех ситуациях.

Страховщики освоили новый способ избавиться от лишних клиентов по ОСАГО. Тем, кто приходит в офис за полисом, его оформляют... как электронный и в другой страховой компании!

Коридор мечты

Результат слушаний в парламенте, где страховщиками приводились все перечисленные аргументы и масса других, оказался предсказуем – те, чьего мнения спросили, реформу одобрили. Решение, правда, все равно должен принять Центробанк, а из него пока конкретики поступало мало. Известно лишь то, что планируется реформировать отрасль постепенно, а первым шагом станет расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны. То бишь вилка базового тарифа будет от 2746 до 4942 рублей.

Также реформа предусматривает пересмотр системы расчета коэффициента аварийности бонус-малус и увеличение количества сегментов КВС (коэффициент возраст-стаж). Предложения, какими именно коэффициенты должны быть, специалисты сделали уже давно. Но утвердят ли именно их, а если утвердят, то когда – пока что неизвестно. Впрочем, не исключено, что какие-то решения будут приняты в ближайшее время. Понятно, что страховщикам не терпится, ведь только в 2017 году их убытки от ОСАГО, как говорят в РСА, составили 15 млрд рублей.

Как центробанк предлагает изменить в ОСАГО повышающий коэффициент в зависимости от возраста и стажа водителя

Работают вовсю

Как только чиновники и страховщики не устают морочиться с ОСАГО? Ладно, тарифы и реформы, но у них даже хватает времени заниматься изменением всяких мобильных приложений! Свеженькая новость: Центробанк собрался передать Российскому союзу автостраховщиков приложение «Помощник ОСАГО», которое должно заменить уже существующее «ДТП.Европротокол». Нечего, мол, разные приложения для смартфонов разрабатывать, пусть будет одна система. Ну и хорошо – а то «ДТП. Европротокол» не ругали только те, кто его не видел. И пользоваться им почти ни у кого не получалось.

Фото: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, Агентство городских новостей «Москва», Екатерина Квашенкина/Burda Media

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Mitsubishi L200. На пороге барбершопа Mitsubishi L200. На пороге барбершопа

Пикап L200 постригли, побрили и превратился он в писаного красавца

АвтоМир, май'19
Детали Детали

В фильме “Люди в черном” часы Hamilton Ventura исполняли одну из главных ролей

Men’s Health, август'19
Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы

Но что мы видим на полученном изображении чёрной дыры

Наука и жизнь, май'19
Звездные войны Андрея Могучего Звездные войны Андрея Могучего

Андрей Могучий – одна из самых ярких фигур на российской сцене

СНОБ, октябрь'18
Игорь Верник: «Довожу себя и других до невменяемого состояния» Игорь Верник: «Довожу себя и других до невменяемого состояния»

Актеру и телеведущему Игорю Вернику 11 октября исполнится 55 лет!

StarHit, октябрь'18
Lada Vesta Sport Lada Vesta Sport

Начинаются продажи седана-флагмана Lada Vesta Sport

Quattroruote, ноябрь'18
Татьяна Маругова: «Наш кукольный домик рухнул!» Татьяна Маругова: «Наш кукольный домик рухнул!»

Рассказ о том, как ради любовницы олигарх хочет уничтожить жену и сына

StarHit, октябрь'18
Сдержать эмоции Сдержать эмоции

Дом во Франции от архитектурного бюро Ольги Кушнаревой-Леоне

AD, ноябрь'18
Наука о прикосновениях Наука о прикосновениях

Белорусский стартап реализовал технологию передачи тактильных ощущений для VR

Популярная механика, ноябрь'18
Один за всех Один за всех

Испытываем корейский кроссовер четвертого поколения

АвтоМир, октябрь'18
Spectrol Turbo Fest откатал последние шоу в этом году Spectrol Turbo Fest откатал последние шоу в этом году

Spectrol Turbo Fest завершил авто сезон 2018

Maxim, октябрь'18
Нетипичная супергероика Нетипичная супергероика

6 комиксов, которые переосмыслили жанр

Мир Фантастики, ноябрь'18
Возраст любви Возраст любви

Аль Пачино нашел новую возлюбленную среди подруг бывшей гражданской жены

StarHit, октябрь'18
«Жизнь — это противостояние хаосу» «Жизнь — это противостояние хаосу»

Чем нам в извечном поединке с хаосом может помочь физика

Огонёк, октябрь'18
Топ-20 российских регионов, популярных у иностранцев Топ-20 российских регионов, популярных у иностранцев

Какие российские регионы привлекают иностранцев

National Geographic, октябрь'18
Кошмары мошкары Кошмары мошкары

Как увеличение численности насекомых скажется на нас с вами

Огонёк, октябрь'18
Все побежали... Все побежали...

Ежегодно афинский марафон собирает десятки тысяч участников со всего мира

Вокруг света, ноябрь'18
Судьи пресекли границу Судьи пресекли границу

КС Ингушетии признал незаконным соглашение о размежевании с Чечней

РБК, октябрь'18
22 аркана 22 аркана

Как работает гадание на картах Таро

Elle, ноябрь'18
Крупнейший радиотелескоп мира присоединился к поиску инопланетной жизни Крупнейший радиотелескоп мира присоединился к поиску инопланетной жизни

Радиотелескоп MeerKAT начал наблюдения за сигналами, исходящими от звезд

National Geographic, октябрь'18
Баллистический спуск Баллистический спуск

Случившаяся авария на старте «Союза» ставит много вопросов

Огонёк, октябрь'18
Десять львят против одного телёнка: видео Десять львят против одного телёнка: видео

Туристы стали свидетелями того, как взрослые особи учат львят охотиться

National Geographic, октябрь'18
Математика родов Математика родов

Сколько длятся нормальные роды?

9 месяцев, ноябрь'18
В США обвалился фондовый рынок В США обвалился фондовый рынок

Вслед за фондовым рынком США обвалились азиатские и немного российский

Maxim, октябрь'18
Россия — Белоруссия: «сверка часов» Россия — Белоруссия: «сверка часов»

Россия устала кормить Белоруссию

Эксперт, октябрь'18
Тимур Бекмамбетов Тимур Бекмамбетов

Правила жизни Тимура Бекмамбетова

Esquire, ноябрь'18
Он трудный самый: как стартапу пережить первый год работы Он трудный самый: как стартапу пережить первый год работы

Основатели пяти компаний рассказали, с какими трудностями столкнулись на старте

РБК, октябрь'18
Каникулы в форте Каникулы в форте

Проект La Dacha Олега Тинькова

AD, ноябрь'18
Упереться или плюнуть? Упереться или плюнуть?

От чего зависит исход будущего голосования в Приморском крае

Огонёк, октябрь'18
Вирусный прогресс Вирусный прогресс

Эволюция индустрии компьютерных вирусов

Огонёк, октябрь'18