Федор Овчинников
Создатель «Додо Пиццы» — о независимости, покорении Москвы и допросах в прокуратуре.
Овчинников начал путь в большом бизнесе с книжных магазинов интеллектуальной литературы. Затем организовал приготовление еды и уборку помещений в известных сетях фастфуда. Изучив рынок, в 2011 году открыл «Додо Пиццу». В этом году компания оказалась в центре неприятной истории — в одной из пиццерий была найдена закладка с наркотиками. Овчинникова в качестве свидетеля стали вызывать на допросы в прокуратуру. Он называет происходящее сюрреализмом.
Как не поддаваться на провокации
Сегодня (интервью проходило 18 мая. — Прим. GQ) я снова был на допросе по делу о распространении наркотиков в одной из франчайзинговых пиццерий в Москве. Два месяца назад дело закрыли, но теперь его возобновила прокуратура, посчитав, что прошлые допросы были проведены «ненапористо». Я считаю, что это провокация. Возможно, причина в том, что наша выручка стала уже слишком большой — в этом году будет 12 млрд рублей.
Я позитивно мыслящий человек. Здравый смысл мне говорит, что все будет хорошо, потому что мы полностью открыты, никакого дела нам не пришить. Нам нечего скрывать. Мы выросли без помощи государства, независимы от частных компаний и для многих мы символ бизнеса, построенного в России с нуля. Я верю, что мы сможем работать.
Какое качество предпринимателя — главное
Любой предприниматель должен быть психологически устойчивым, потому что ему приходится постоянно проходить через разнообразные кризисы. С первым бизнесом у меня было несколько довольно сложных ситуаций. Из них я вышел практически банкротом. Но те сложности, через которые я прошел, дали мне большой опыт и закалили. Я решил, что смогу использовать этот капитал в будущем. Мне было понятно, что я оказался на полном нуле, меня отбросило на пять лет назад, но в тот момент подумал: «Я живой, могу делать новый бизнес. Это круто, и я счастлив».
Как не зависеть от вещей
Есть много историй, когда предприниматели совершали самоубийство из-за неудач в бизнесе. Это связано с тем, что люди не могли пережить изменение статуса. Когда все рушилось, они не в состоянии были осознать, что становятся обычными людьми. Я понял, что роскошь делает человека зависимым, а надо ценить простые вещи. Это помогает преодолевать кризисы.