Точно нужно: советы промышленных экспортеров
Самыми популярными промышленными товарами столичного экспорта в прошлом году стали неоптические измерительные и контрольные приборы. Продукция высокотехнологичных предприятий Москвы востребована в самых разных странах — от Китая до Великобритании. Что еще нужно промышленникам для успешного экспорта своей продукции? Мы собрали рекомендации производителей из их собственного опыта.
Современная промышленность стремится в города — человеческий капитал для высокотехнологичного производства имеет большее значение, чем близость к иным ресурсам. Именно поэтому Москва — еще и крупный промышленный центр России. В столице производятся самые разные товары — от балетных пуантов до деталей для самолетных двигателей. И несмотря на сложности последнего года, экспорт растет. География поставок московских компаний также обширна.
«За три месяца 2021 года продукция московских предприятий экспортировалась в 151 страну мира. В топ-5 стран-импортеров столичной промышленной продукции, по данным за первый квартал 2021 года, входят Беларусь, Китай, Великобритания, Казахстан, США», — отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Широк и список продукции, востребованной за рубежом. По данным Федеральной таможенной службы, значительная часть несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) приходится на поставки промышленной продукции. Так, промышленный экспорт занимает порядка 90% в структуре общего объема ННЭ столицы и составляет 8,37 млрд долларов (около 606,8 млрд руб. — июнь 2021 года).
«Среди наиболее востребованных московских товаров — фармацевтическая продукция, турбореактивные двигатели, телекоммуникационная аппаратура. Значительные объемы отгрузок за рубеж у средств макияжа и ухода за кожей, иммунных продуктов, измерительных и контрольных приборов и фильтровального оборудования. Особенно вырос экспорт полиэтилена — в 9 раз по сравнению с прошлым годом», — рассказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.
О том, что нужно учесть при выходе на новые рынки, какие барьеры есть для промышленной продукции и как поддержка города помогает их преодолевать, мы пообщались с тремя производителями, сотрудничающими с Центром «Моспром».
До старта
Компания «РБР Трейд» открыла собственное производство в Москве в 2020 году — побудили к этому задержки поставок из Китая в разгар пандемии. В востребованности санитарно-гигиенической продукции для дезинфекции — дозаторов для антисептиков и жидкого мыла, рециркуляторов воздуха — сомнений не было. А быстрому старту помогла услуга локализации производства на территории столицы — одна из широкого перечня услуг, оказываемых городом промышленникам.
Сегодня продукция компании широко представлена на российском рынке и в странах СНГ, среди клиентов — крупные компании, в том числе «Макдоналдс», Сбербанк. Компания планирует развивать экспорт — именно поэтому мы и встретили ее представителя на одном из семинаров для московских компаний, организованных «Моспромом», где эксперты рассказывали о нюансах ВЭД, а успешные экспортеры делились лучшими практиками.
«Мы столкнулись с тем, что наша продукция многим нравится, но приходится конкурировать в первую очередь с китайскими аналогами, которые, к слову, часто проигрывают в качестве, но выигрывают в цене. Однако мы планируем занять свою нишу, где конкуренция с Китаем не будет столь высокой и позволит нам выдерживать свои цены», — рассказывает Елена Тузинец, менеджер по экспорту «РБР трейд».
«РБР Трейд» активно готовится к выходу в Европу — в приоритете рынок Германии. Тузинец напоминает, что важным вопросом для европейского рынка является сертификация, которая стоит серьезных денег. Неожиданной для компании проблемой стала невозможность вести переговоры на английском языке в некоторых странах Европы. Например, в Сербии, Испании, Франции представители некоторых потенциальных заказчиков либо не говорят по-английски, либо делают это нехотя.
Из-за ограничений пандемии потенциальные клиенты иногда не могут ознакомиться с образцами, поскольку офисы компаний переведены на удаленную работу и сотрудники не имеют физического доступа к посылкам. Но все эти проблемы, по мнению менеджера, решаемы.