Праздник, который всегда с тобой: кто и зачем каждый год ездит на Дягилевский фестиваль
Казалось, о поездке в Пермь я мечтала с 2019 года, когда Seasons делали фестиваль в этнографической деревне Хохловка на берегу Камы. Думала о ее холодных водах, об особенно наполненной жизни города, о холмах и полях вокруг него. Потом вспомнила, что начала-то мечтать еще раньше, года с 2017, когда впервые увидела черно-бело-красные афиши Дягилевского фестиваля и читала репортажи Ляли Кандауровой с него.
И вот, случилось: в этом году я встретилась с Дягилевским фестивалем, с Камой, фантастическими пермскими закатами и интеллигентными местными людьми. Увидела все своими глазами, а что еще важнее – прожила. Рассказываю, почему это важный опыт. В конце материала – список того, где есть, гулять и чему удивляться.
Город
Для меня Пермь стала местом, где смешалось промышленное, человеческое, природное и духовное. В каждом дне, пейзаже, подслушанном диалоге, фотографии.
Вот смотришь на ярко-розовый закат и тихую рябь по воде Камы, через секунду переводишь взгляд правее – там индустриальные трубы, за спиной – громада цехов завода Шпагина, железные ворота под пять метров высотой, сваи и какой-то шум. Заглянула сюда днем, до начала фестивальной программы, чтобы понять, куда ходить вечером. В Фестивальном клубе на заводе – каждый день лекции об искусстве и трансляции концертов.
Пока шагаешь туда меж цехов и елок, выхватываешь фразу из разговора прохожих: «Шла я по парку, смотрю – все деревья в шишках. И думаю – а хорошо, это же белкам еда». То есть, тут и белки в парке, и людям от этого – хорошо. И тебе хорошо – от этих людей. Вечером они так же, как и ты, пойдут на перформанс, концерт, постановку или выставку. После – кого-то из них встретишь в баре или на лавочке у отеля.
Вот зеленый, но все же – кирпичный дворик бара «Совесть», в котором, по слухам, после концертов можно встретить самого Курентзиса. Вот дорога до суперсовременного завода оптоволокна, а из окон машины – люпиновые поля, и волнами летят изгибы холмов. Вот исторический центр, кажется, что здесь почти пусто, но на самом деле – просторно. Именно так, чтобы разглядеть все до деталей: дом со львами, конструктивистские барельефы и те самые, любимые советские дома с большими-большими окнами, проспекты, лавка букиниста.
Так смешивается красками и рисует сам себя город. Живет, тихонечко жужжит на каждом углу: «А вы пойдете на piano? Билеты остались? Как вам вчерашнее?» От всего этого – хорошо.
Повод
Взять и поехать в Пермь просто так, без причины – не получалось. В этом году поводом для меня стал Дягилевский фестиваль – раз в год сюда съезжаются ключевые фигуры в области музыки, оперы, театральной режиссуры, музыкальной журналистики. Фестиваль проходит именно здесь, в городе, где провел свое детство Дягилев, благодаря одному из лучших современных дирижеров – Теодору Курентзису и его оркестру musicAeterna.