Математическая формула идеального комплимента
Хороший практический результат, как и во всяком почти деле, дает регулярное упражнение, неодиночество в попытках достижения и неукоснительная моральная поддержка. Все это касается и искусства делать комплименты, которое подчас помогает социальной адаптации детей и подростков
На прошлой неделе я рассказала об эксперименте, в котором подростки и их родители учились делать комплименты — друг другу и окружающим. После публикации читатели спрашивали меня, как мотивировать своих подростков научиться тому же и как устроена «матрица комплиментов», которую придумал один из участников эксперимента. Рассказываю.
Мотивация
В первую очередь необходимо помнить, что научиться говорить комплименты единым волевым усилием не получится. Это процесс, иногда довольно длительный. Часто не получается или получается плохо не только с первого раза, но и с пятого, и с двадцатого. Я сама научилась этому уже в зрелом возрасте, будучи научным сотрудником, имея семью и ребенка. Сделала это совершенно сознательно, понимая несовершенство своих повседневных социальных коммуникаций за пределами референтной группы (там у меня все было прекрасно) и получив совет от подруги-коллеги — она сама владела описанными навыками на круглую пятерку, и я могла едва ли не ежедневно это наблюдать. Первые мои попытки изменить манеру поведения были настолько бездарны, что однажды пожилая коллега, которой я пыталась сделать комплимент, от удивления уронила и разбила колбу с раствором, которую держала в руках. Потом она рассказывала на кафедре, что испугалась: ей показалось, что обычно замкнутая и молчаливая девушка внезапно рехнулась.
Подросткам, которые участвовали в моем эксперименте, я рассказывала мотивирующие истории. Все они, из моей практики. Вот одна из них:
Пришла мама с сыном-третьеклассником и говорит: сына учительница пытается изжить из класса, перевести на домашнее обучение или отправить в другую школу. Причина не в плохом поведении или сложном диагнозе, а в его крайней медлительности. Пока он сосредоточится и откроет тетрадку, другие уже две строчки напишут. Когда его спрашивают, он, даже если все знает, так долго собирается ответить, что учительница устает ждать. К школе в целом мальчик приспособился, завел друга, с другими одноклассниками, особенно с девочками, отношения хорошие, да и учительница ему в общем-то нравится, он ее объяснения понимает и дома, где его не торопят, все нормально выполняет. Резюме матери: «Мы не хотим никуда уходить. Что делать?»