В шаге от пропасти
Подростковая агрессивность: причины, последствия, предотвращение.
После трагедии в Казани мы много говорим о безопасности школ и пытаемся понять, мог бы охранник или учитель предотвратить нападение. Однако такие разговоры – лишь попытка лечить симптом, а не бороться с болезнью.
Корни проблемы
Все подростки агрессивны. И это совершенно нормально. Причины такого поведения лежат в двух плоскостях:
Биологической
В ее основе – влияние гормонов, перестройка и особенности работы головного мозга в пубертат. В крови подростка – гормональный коктейль, в который входит и тестостерон, ответственный за агрессивное поведение. А префронтальная кора, которая отвечает за логику и рациональные решения, еще недостаточно развита, поэтому подросток не может контролировать себя и вспышки агрессии.
Социальной
Она включает окружение в школе, отношения с родителями, братьями и сестрами. Если ребенка не принимают в школе и у него нет друзей за ее пределами, в семье гнетущая и неподдерживающая атмосфера, он становится более склонным к проявлению агрессии. Строгое воспитание и жесткий контроль тоже приводят к протесту и агрессии.
Раньше агрессивное поведение давало эволюционное преимущество: если ты можешь дать отпор и конкурировать за ресурсы, ты выживаешь и передаешь свои гены по наследству. Сегодня конкуренция строится совсем на других принципах, но наша биология не успевает перестроиться под стремительно меняющийся мир, поэтому агрессия становится проблемой и для тех, кто ее проявляет, и для окружающих.
Последствия
Агрессия сама по себе не плохая и не хорошая. Это одно из естественных состояний человека, которое помогало ему выжить. Проблема возникает, когда мы не умеем управлять этой эмоцией. Агрессия может быть конструктивной и деструктивной.
Аутоагрессия
Часто в семьях, где есть запрет на негативные эмоции, родители подавляют детей и контролируют каждый их шаг, ребенок быстро понимает, что проявлять агрессию нельзя. Но она требует выхода. И тогда он направляет ее на себя. Это выражается в отсутствии веры в себя и своих силах, низкой самооценке, замкнутости. В крайних случаях агрессия переходит на физический уровень: ребенок намеренно причиняет себе вред – бьется головой о стену, режет кожу, щиплет себя до синяков.
Аутоагрессия – самая опасная. Она тихая, часто незаметная, но может стать причиной большой трагедии. Однажды ребенку может просто надоесть терпеть, и тогда его агрессия переместится с себя на внешний мир.
Агрессия направлена на других
Речь о детях, которых мы называем задирами и трудными подростками. И с ними действительно трудно. Любой вопрос они воспринимают как нападение и нападают в ответ. Они много хамят и бросаются с кулаками на любого обидчика, могут быть инициаторами буллинга или его жертвами, демонстративно нарушают правила и нормы поведения. Так ребенок старается завоевать свое место под солнцем и заработать авторитет. Если такие дети не находят поддержки в семье и не могут сформировать социальное окружение в школе, они могут примыкать к агрессивным субкультурам, например, футбольным фанатам или неонацистам.
Агрессия направлена на результат
Это одно из немногих конструктивных проявлений: агрессивность используется для достижения спортивных рекордов, находит выход в занятиях скалолазанием, рафтингом, творчеством, исторической реконструкцией. Именно такой выход агрессии стоит поощрять родителям.
Курок взведен?
Как понять, что ребенку нужна помощь? Обычно проблемы заметны до того, как ситуация выходит из-под контроля – подросток собирает бомбу или планирует какой-то другой способ причинить вред обидчикам. Но не каждый родитель обладает нужными психологическими знаниями, чтобы оценить ситуацию. Вот чек-лист, который поможет понять, что ребенок на грани срыва.
- Он не идет на контакт и на все вопросы отвечает односложно или общими фразами.
- Любое критическое замечание вызывает слезы или вспышки агрессии, он хлопает дверью и не хочет ничего обсуждать.
- Ребенок предпочитает носить закрытую одежду с длинными рукавами даже в жару.
- Ты замечаешь у него синяки и порезы, происхождение которых он не может объяснить.
- У ребенка часто без видимых причин меняется настроение, но чаще он подавлен и сердит.
- Он старается вызвать негативные эмоции у других и провоцирует конфликты.
- Ты замечаешь признаки пассивной агрессии – ребенок избегает прямого общения, отрицает гнев, не выполняет взятых на себя обязательств (например, говорит, что уберет в своей комнате, но не делает этого).
Эти признаки не обязательно говорят о том, что ребенок подавляет агрессию. Однако они – тревожные звоночки, на которые стоит обратить внимание и принять меры профилактики.
Работать на опережение
Некоторые дети более агрессивны, чем их сверстники. Это понятно еще в младшем дошкольном возрасте. Они часто становятся зачинщиками конфликтов, все проблемы решают кулаками и очень плохо умеют договариваться. Если мы не научим их правильно проживать эмоции, будем отмахиваться от них и говорить ребенку, что злиться недопустимо, то к подростковому возрасту обязательно получим проблемы. Какие? Предсказать невозможно. Но, как и любые другие, их проще проработать на опережение и научить ребенка, как жить с гневом, злостью и агрессией.
- Не бывает плохих эмоций. Ребенок не видит разницы между собой и своими эмоциями, и когда родители говорят, что злиться плохо и неправильно, он считает плохим и неправильным себя. Чем больше мы его ругаем, тем больше он убеждается в своей правоте и рано или поздно приходит к выводу: «Если я все равно плохой, то могу вести себя так, как хочу».
- Эмоциями нужно управлять, а не подавлять. Чем больше мы их подавляем, тем больше проблем получаем. Подавление гнева приводит к психосоматическим заболеваниям и аутоагрессии. Кроме того, если периодически не выпускать пар, то его станет так много, что агрессия перейдет на другой уровень и будет представлять опасность как для самого человека, так и для окружающих его людей.
- Научи ребенка проявлять эмоции экологично. Из-за незрелости коры головного мозга малыш не может силой воли управлять собой и своими эмоциями. Он плачет и злится, может драться и кусаться. Эти эмоции ранят не только окружающих, но и его самого. Покажи ребенку, что его эмоции нормальны, ты любишь его, несмотря ни на что. Обязательно проговаривай, что он чувствует: «Ты злишься из-за того, что...» Малыш должен знать, что это нормально. Позже, когда он научится распознавать эмоции, учи его экологично проявлять их. Кстати, бить подушки или игрушки – не лучший вариант. Лучше покричать в специальный «пакет злости» или заняться любой физической активностью – приседать или бегать, пока вся злость не улетучится. Также можно нарисовать злость, а потом разорвать ее на мелкие кусочки. По мере роста и взросления ребенку все реже придется прибегать к таким «костылям»: он сможет заранее понимать, что с ним происходит, и купировать приступы злости.
- Направляй ребенка. Если видишь, что он склонен к агрессии, найди ему подходящее занятие – какой-то активный вид спорта типа футбола. Но не стоит отдавать его на бокс – это может усилить агрессию. Когда ребенок подрастет, можно подобрать ему кружок по интересам – исторической реконструкции, рисования.
- Не дави на ребенка и дай ему возможность самому принимать решения. Это очень тонкий момент. Да, он не всегда может принять верное решение, понять, что ему действительно нужно. Но если мы будем принимать все решения за него, не учитывая его мнение, то рано или поздно он взбунтуется. Мы должны давать ребенку право выбора в соответствии с его возрастом и ментальными особенностями. Это не значит потакать всем его желаниям. Это значит, что малыш вполне может решить, что он хочет есть на ужин или в какой футболке идти в детский сад. И чем старше ребенок, тем большую зону ответственности мы на него перекладываем.
С поправкой на возраст эти правила работают и с подростками. Да, может показаться глупым проговаривать эмоции со взрослым ребенком. Но это поможет ему лучше понимать себя и справляться со сложными ситуациями.
Мы не в силах избежать всех негативных ситуаций, но можем подготовиться к ним сами и научить ребенка, как вести себя в них. Если чувствуешь, что не справляешься и ребенок все равно остается агрессивным, обратись к врачу или психологу. Возможно, речь идет не об особенностях характера, а об органических повреждениях мозга. Просить помощи – не стыдно.
Инструкция по выживанию
Проговори с ребенком, как вести себя в экстремальной ситуации, если вдруг стрелок ворвется в школу.
Это не перестраховка, а здравый смысл. Мы же рассказываем детям о том, как вести себя с незнакомцами и что делать в случае пожара. Тут все то же самое. В американских школах детей учат алгоритму «Беги, прячься, бей».
- Беги. Если есть возможность, надо покинуть здание, убежать от стреляющего как можно дальше. Важно оказаться в безопасности и сообщить о случившемся.
- Прячься. Если не удается покинуть помещение или стрельба ведется на открытом пространстве, надо найти укрытие. Им может быть каменная стена, большое толстое дерево. Прятаться в шкафу или за партой ненадежно.
- Бей. Не получается спрятаться, попробуйте вместе дать отпор. Если вас много, а агрессор один, попытайтесь обезвредить его, используя тяжелые предметы. Действуйте организованно: один отвлекает, другой обезвреживает противника.
Карина Рихтере, психолог, специалист по родительско-детским отношениям, автор проекта mamazonka.ru
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru (2)
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl