Тихое место: зачем обществу зоны, свободные от технологий
Перевод издания «Идеономика» .
Преподаватель Бостонского университета Джоли Ренстром рассказывает о том, почему пространства, в которых запрещены телефоны, становятся популярными.
Уведомление разместили на веб-сайте, на билетах и на вывесках возле театра: «Это мероприятие без телефонов». Люди толпились в вестибюле, разговаривали, писали сообщения в Snapchat, но когда они направились к своим местам, билетёры велели им отключить телефоны и спрятать их в серо-зеленых чехольчиках Yondr.
«Что?! Почему?», — услышала я вопрос какой-то дамы, которая протягивала свой телефон, не в силах убрать его сама. Остальные выглядели несколько ошарашенно.
Но пока Крис Рок шутил, люди смеялись одновременно над одними и теми же фразами. Никто не поднимал телефон, чтобы заснять этот момент. Рок мог видеть наши лица и подстраиваться под нас, а мы — под него. Коллективный смех давал энергию, создавая цикл обратной связи, который усиливал представление, которое мы переживали все вместе.
А потом загорелся свет, и люди направились к станциям разблокировки чехлов. Они достали свои телефоны и стали с облегчением нежиться в сиянии экранов, часто замерев на месте и не думая идти к выходу. Чары развеялись. До этого мне казалось, что все присутствующие живы, активны и каждый из них — часть единого организма. Такого чувства у меня не было на концертах уже много лет.
Иногда я думаю, а не попытаться ли воспроизвести этот эффект в другом месте. Но затем я задаюсь вопросом — многие ли люди захотят войти в зону, свободную от телефонов? Когда сообщение в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или видео в TikTok кажется таким же важным, как и реальный опыт, будут ли люди намеренно отправляться туда, где никто этим не пользуется?
Мобильные телефоны — это индивидуальная привычка, которую мы переносим в общие пространства. Даже в отпуске люди заглядывают в телефон примерно 80 раз в день.
Благодаря гаджетам те дела, что обычно совершались в уединении или в специально отведенных для этого местах, стали публичными: мы ведем серьёзные разговоры, ссоримся, покупаем одежду, работаем, проверяем электронную почту, оплачиваем счета, смотрим порно, слушаем музыку, играем в игры, снимаем видео в присутствии посторонних. То, что мы делаем это все в общественных местах, означает, что наше коллективное использование телефона формирует окружающую среду.
Это может создавать неприятные ситуации, в которые невольно попадают другие люди. Тот, кто оказывался в замкнутом пространстве, например, в автобусе, где кто-то громогласно разговаривает по телефону, знает этот сценарий.
Преподаватель программы интерактивных телекоммуникаций Нью-Йоркского университета Кио Старк, изучающая, как люди относятся к технологиям, отмечает: использование телефона приводит к тому, что многие рассматривают общественное пространство как личное.