Юра Борисов — о режиссерах, их мирах, импровизации и опыте
Герой сентябрьского номера журнала «РБК Стиль» Юра Борисов считает, что если за что-то и браться, то только по любви. Актера расспросили о новых проектах, нежелании думать о деньгах и желании придумывать и воплощать
Актер Юра Борисов (не Юрий, а Юра, к чему афиши и титры фильмов, а вместе с ними интервью и телеэфиры приучить зрителей уже успели) не похож на человека, который готов хоть что-нибудь делать вполсилы или спустя рукава. «Если скучно и неинтересно, зачем тогда это все?» — говорит он, готовясь те самые рукава засучить, чтобы нырнуть в Яузу или устроить пикник на обочине. В сентябре его фестивальный марафон продолжился Венецианским кинофестивалем и «Кинотавром». На последнем актер появится не только на экране (пять фильмов — это не шутки), но и в жюри конкурса короткого метра. Рассудив, что для отдыха время у Юры сейчас найдется едва ли, мы захватили на съемку розового фламинго и пару коктейлей, а теперь показываем, что из этого вышло.
Вы вернулись с Каннского кинофестиваля, где в программе было сразу два фильма с вашим участием, сейчас Венеция, впереди — «Кинотавр». Какие впечатления от фестивальной жизни?
Интересно было посмотреть на то, как в Каннах все проходит. Есть ведь определенный обряд, и в этом любопытно оказаться. Но мне это было интересно сделать один раз, потому что просто так ходить по дорожкам мне не хочется. А еще было сложно в смысле того, что слишком много общения. Конечно, на фестивали приезжают именно для того, чтобы знакомиться, обсуждать новые проекты, и в этом смысл. Но пока после Канн у меня никаких предложений не было.
То есть для вас это скорее работа, чем удовольствие? Красные дорожки, вечеринки, интервью и другие фестивальные приметы.
Для меня это работа. Если можно будет отказаться не в ущерб проекту, я откажусь, хоть фестивали и дают возможность какого-то нужного и важного обмена. Просто ни на одном фестивале у меня еще не получилось такого здорового обмена опытом. Понятно, что ты можешь посмотреть кино, которое, может быть, потом не найдешь в прокате, и это самое ценное, да и атмосфера больше располагает, чтобы всему этому внимать. Но все это внимание, если честно, мне не очень нравится, мне сложно.
Тогда давайте поговорим о том, что предшествует всем фестивалям. О съемках. Есть ли у вас любимый момент в кинопроцессе?
Мне нравится этап разбора. Вы садитесь и начинаете копаться, придумывать. Круто, когда у команды есть взаимопонимание, и это самое ценное, когда вместе с режиссером, оператором, партнерами, художниками по гриму, по костюмам вы пытаетесь нащупать и создать мир, который станет миром именно этого конкретного кино. И сами съемки — это всегда интересно, правда, я ненавижу первые съемочные дни, потому что в них ничего не понятно, все вслепую, все время ошибки. И последние съемочные дни тоже, потому что там, наоборот, уже все сделано и все понятно, так что часто становится скучно. А вообще съемочный период всегда полон сюрпризов и всяких невероятных штук. Ну, это если все происходит по любви.
Дискуссиям на площадке может быть место?
Если все по любви, тогда можно обспориться и это будет всем в кайф, потому что в этом споре действительно будет рождаться истина, потому что люди слышат друг друга и это спор ради того, чтобы эволюционировать в вопросе, относительно которого он ведется. А когда получилась неправильная стыковка во время проб и режиссер с актером не едины во взгляде на мир, то спорь не спорь, вряд ли вы друг другу что-то докажете.
У вас бывали такие ситуации?
Гораздо больше именно таких, к сожалению, чем тех моментов, когда по любви.
При этом кажется, что все последние ваши работы — как раз череда примеров ситуации «по любви». Ну, со стороны, по крайней мере.
(Улыбается.) Да, действительно так, во всех этих работах все происходило очень по-разному, но всегда по любви. А вообще я понял, что если есть хоть какие-то сомнения, нужно отказываться. И появилась такая возможность, так что, наверное, сейчас мне с этим легче, но все равно я продолжаю совершать ошибки. Надо прислушиваться к себе. В авторском кино чаще всего все по любви, там все зависит в основном от режиссера и актера, все нацелено на то, чтобы они могли что-то создать. При этом чаще всего там не очень много денег, чаще очень мало.
А деньги важны?
По-моему, они не могут быть основополагающим фактором в вопросе отбора материала и людей, с которыми ты хочешь что-то делать. Потому что это как-то глупо. Нет, индустриальное кино мне тоже интересно, но не потому, что оно приносит деньги, а потому, что это другая форма, и в ней тоже интересно пробовать. Ну, а так что про них сказать... Деньги, наверное, всем нужны, и должна быть какая-то золотая середина, но я заметил, что чем больше денег у меня становится, тем больше становится мой запрос. Или нужно пытаться их на что-то копить, а у меня это не особенно получается, потому что для этого должен быть какой-то рациональный подход, а он немножко противоречит творчеству и актерской природе. Не в смысле того, что художники — это неуправляемые люди, но все-таки художник — человек, который пытается жить моментом, прислушиваться, анализировать все вокруг. А накопление денег — это другого рода энергия, что-то совсем из иной области, не то, чем бы хотелось по жизни заниматься. И даже есть какая-то в этом смысле безнадега.