Не мелочи жизни
Анекдот про «мама сказала: деньги в бидоне» — прошлый век. Почему современным детям важно уметь планировать бюджет и выявлять кибермошенников, выясняла Екатерина Ланцман.
«Мне достался ребенок, который любит деньги, — говорит жительница Лондона Наталья Кузнецова-Райс, консультант по маркетингу для технологических компаний, обладательница оксфордской степени магистра бизнеса, блогер и мама 9‑летней Варвары. — С детства дочка переключала в YouTube c мультиков на видео, в которых сравнивается годовой доход Джеффа Безоса и Леди Гаги. В 4 года она построила дома игрушечный банкомат, а в 6 лет заказала на Amazon книгу Money for Beginners. Ей интересно узнавать про инвестиции, работу рынков и, конечно, про то, что нужно делать, чтобы стать богатой». Дочь Натальи живет в англо-саксонских реалиях: отношения с банком там длятся примерно 17 лет — дольше, чем средний брак. Счет детям открывают в среднем в 11‑12 лет, и они сразу учатся долгосрочному планированию — хотя бы потому, что статус там определяют не дорогие вещи, а престижное образование.
В России пока иначе. Дело и в менталитете, и в отголосках советской и даже «интеллигентской» стигмы на теме денег. «В детстве о деньгах со мной никто не говорил, это было чуть ли не табу, — рассказывает инвестбанкир Альберт Сагирян. — Переломным для меня стал день, когда в 4‑м классе мне захотелось иметь собственные деньги. Я начал брать из дома свои аудиокассеты и продавать их у ларька за школой. Варианта попросить денег у родителей в моей картине мира не было: думал, не дадут. Сегодня очевидно, что, если бы тема финансов поднималась, музыкальный репертуар на моей полке не оскудевал бы». Своим дочкам Альберт дает карманные деньги ежемесячно — девочки могут их копить или тратить, практикуя навык самостоятельно планировать бюджет. Особенно актуальным он оказался после того, как младшая дочка все лето покупала в онлайн-игре какие-то монеты с отцовской карты. Эти траты потом подробно разобрали на семейном совете, объяснив абстрактные для ребенка суммы в понятном эквиваленте игрушек, гаджетов и папиных рабочих дней.
Деньги стремительно лишаются материального статуса и становятся почти умозрительным понятием, значками в виртуальном кошельке или на банковском счете. Пока сложно предположить, чем это чревато, но с точки зрения психологии с такими деньгами расставаться легче. Поэтому нет ничего удивительного в том, что даже совершеннолетние блогеры Даня Милохин, 19, и Дина Саева, 21, в своих интервью транслируют инфантильное отношение к деньгам и перекладывают вопросы бюджета на менеджера или родителей. Это как раз свидетельствует о том, что они финансово неграмотны.
Уроки капитализма
It’s official: с сентября 2022 года в российских школах введут элементы финансовой грамотности на уроках математики, географии и окружающего мира с 5‑го по 9‑й класс. Дети будут учиться заполнять декларации и доверенности, рассчитывать налоги, безопасно проводить оплаты в интернете, анализировать доходы и расходы семьи и составлять собственный бюджетный план. А еще узнают, что такое качество жизни и финансовое благополучие. Центральный банк тоже активно занимается просвещением: весной 2021 года было проведено 126 000 тематических уроков для 15 927 школ. На одном из них Эльвира Набиуллина объясняла, как принимать финансовые решения, особенно запомнился пример с приставкой PSP: брать кредит плохая идея, на нее лучше копить.
В Англии финансовая грамотность была введена в школьную программу в 2014 году. Так же как в России, ее дали в нагрузку учителям, далеким от дебетов и кредитов. Получилось не слишком убедительно. Примерно в это же время в Лондоне появился финансовый стартап GoHenry, которым сегодня пользуется 1,5 миллиона человек по обе стороны Атлантики. Это дебетовая карта и удобное приложение, которое учит детей с 6 лет обращаться с деньгами. Родители привязывают к карте автоматическое пополнение, могут в любой момент ее заморозить, поставить лимиты или задания, за которые в семье приняты вознаграждения. Последним добавился раздел «Благотворительность». Недавний апгрейд — карты GoHenry стали биоразлагаемыми и прессуются из кукурузы.
«У современного детства есть важный маркер — встроенность, интегрированность в рыночные отношения, — говорит кандидат культурологии МГЛУ Дарья Фурсова. — Поэтому понятие финансовой грамотности — слишком узкое. Сейчас происходит нечто большее». Фурсова объясняет, что формируется сложная система, в которой взаимодействуют товары, деньги и люди, в частности дети. Раньше взрослые были представителями детей в вопросах покупок, а дети поколения альфа (отпрыски миллениалов) сами стремятся с раннего возраста реализовывать свои потребности. Поэтому исследования маркетологов пестрят заголовками в духе «Как предугадать покупательское поведение поколения альфа», и во всем мире растет тренд на бизнес-продукты и банкинг для детей.
Пару предыдущих поколений называют digital immigrants — им свойственно разделять жизнь на онлайн и офлайн, а новые дети не чувствуют этой разницы. Поэтому на их покупки одинаково сильно влияют реальные друзья и блогеры из тиктока. При этом последнее исследование Wunderman Thompson говорит, что дети альфа больше всего ценят семью, друзей и счастье. За деньги проголосовали только 15 % опрошенных, хотя большинство «с нетерпением ждут», когда будут сами распоряжаться своими средствами.
Банк вместо копилки
«Детский банкинг в России пока развит не так хорошо, как хотелось бы, — сетует финансовый журналист, автор телеграм-канала Moneyhack Александра Краснова. — Большинство банков — «Тинькофф», Сбербанк, «Райффайзен» — предлагают просто «дочерние» к родительским карточки или собственный счет с 14 лет. Финансовых приложений в стиле GoHenry у нас пока нет. Из интересных функций — на карте «Тинькофф junior» с 7 до 14 лет можно завести копилку с доходом 3,5 %».