Почему модные выставки в Метрополитен-музее — это важное событие культуры

VogueМода

Отложенный эффект

Выставку About Time: Fashion and Duration, посвященную 150‑летию Метрополитен-музея, перенесли на ноябрь. А значит, у нас есть время, чтобы вспомнить, как быстротечная мода стала неотъемлемой частью музейных залов.

Текст: Ольга Михайловская

Подготовка к выставке About Time: Fashion and Duration, платья Charles James, 1949, и Jean Paul Gaultier, 1984.

Эндрю Болтон, куратор Института костюма, говорит, что «всегда считал, что мода — это просто другое обозначение времени, именно поэтому и хотел сделать выставку, которая стала бы размышлением о моде и времени». То есть о вечном движении моды вперед и одновременно о ее постоянстве, поразительном свойстве ходить по кругу. Поэтому перенесенная выставка, на которой представлены вещи от 1870 до 2020 года, вся будет построена на исторических параллелях, демонстрирующих эту способность моды меняться, постоянно возвращаясь к прошлому. А кроме того, этой выставкой Метрополитен словно закрепляет за модой право существовать в музее. И, надо признать, право это отвоевано совсем недавно.

Мода в музее — это явление конца ХХ века. То есть попытки коллекционировать одежду предпринимались еще в конце 1930‑х годов, но тогда это были отдельные предметы: платья, костюмы, обувь. Они представляли интерес скорее как часть материальной культуры, ремесла, технологий. Начиная с 1960‑х и до 1990‑х мода стала интересовать музеи как часть поп-культуры и авангардного дизайна. И лишь с конца столетия музеи всерьез стали рассматривать моду как часть глобальной культуры, отделили ее от истории костюма, «разглядели» ее связь с искусством, стали открывать специальные отделы и устраивать регулярные выставки.

Мало того, к концу ХХ века музеи превратились в места для проведения модных показов, то есть впустили моду в святая святых. И здесь в авангарде движения оказался, разумеется, парижский Лувр, который оборудовал специальные площадки для проведения Недель моды в катакомбах под (тогда еще свежей и еще очень скандальной) стеклянной пирамидой Пея. Это был и в самом деле смелый шаг французского правительства. Мало того что во дворе Лувра выстроили авангардную «стекляшку», так еще и запустили туда дизайнеров с показами, а значит, громкой музыкой, табунами журналистов и моделей и прочими немузейными активностями. Но музейщики стерпели, а через некоторое время дизайнеры сами покинули Лувр, вернее, галерею под ним — она оказалась для них слишком коммерческой.

Одним из судьбоносных моментов в непростых отношениях моды с музеями стала выставка лондонского музея V&A 1971 года — Fashion: An Anthology by Cecil Beaton. Это было первое авторское высказывание на таком прозаическом, казалось бы, поле, как мода. Мало того что имя куратора, то есть, по сути, автора выставки, было вынесено на афишу, мало того что этот автор не был ни музейщиком, ни ученым, а «всего лишь» fashion-фотографом, так еще и сама выставка была построена абсолютно по-новому: абстрактные манекены, декор, больше напоминающий модный бутик, чем музейное пространство, и даже распыленные в воздухе ароматы духов, разумеется, тех брендов, что были представлены на выставке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасите наши души Спасите наши души

О профессии будущего — spiritual worker

Tatler
Как не испортить осанку, работая дома Как не испортить осанку, работая дома

Запомните: диван и ноутбук – ваши главные враги

GQ
На свою голову На свою голову

Модные укладки без ущерба для природы

Vogue
«Изрядно пощипанные, но не побежденные»: как крупные автодилеры выживают в условиях кризиса «Изрядно пощипанные, но не побежденные»: как крупные автодилеры выживают в условиях кризиса

Как долго автодилеры продержатся в замороженном состоянии

Forbes
Золото Калифорнии Золото Калифорнии

Креативный директор марки Agolde Эрин Миэн знает толк в винтаже

Vogue
Ритейл не справляется с заказами Ритейл не справляется с заказами

Ажиотажный всплеск спроса ускорил переход традиционной розницы в онлайн

Эксперт
Мира, труд, май Мира, труд, май

Как Мирослава Дума с единомышленниками создали модный бренд будущего

Vogue
Сто лучших книг для детей до 7 лет Сто лучших книг для детей до 7 лет

Списки художественных детских книг для разного возраста

Cosmopolitan
Предохранительная грамота Предохранительная грамота

Мифы и правда об оральных контрацептивах — разбираемся вместе с врачами

Glamour
Алмаз в оправе российских дорог. Тест-драйв Rolls-Royce Cullinan Алмаз в оправе российских дорог. Тест-драйв Rolls-Royce Cullinan

Прошлый год стал для Rolls-Royce удачным

СНОБ
Без лишней скромности Без лишней скромности

В мире, где все помешались на онлайн-шопинге, Изабель Маран идёт против течения

Vogue
Предсказания не услышали. Но они — сбылись… Предсказания не услышали. Но они — сбылись…

Нынешняя пандемия была спрогнозирована десять лет назад

Огонёк
Удар по креативному классу: почему пандемия приведет к падению рейтингов власти Удар по креативному классу: почему пандемия приведет к падению рейтингов власти

Нынешний кризис неминуемо вызовет снижение поддержки власти

Forbes
Как зарядиться силами с утра? Как зарядиться силами с утра?

Работа на «удаленке» влияет на уклад жизни: вы встаете позже, а сил все меньше

Psychologies
Вложение в себя: бесплатные онлайн-курсы, которые помогут освоить самые актуальные навыки Вложение в себя: бесплатные онлайн-курсы, которые помогут освоить самые актуальные навыки

Пока мир встал на паузу, можно заняться самообразованием

Forbes
Наедине с собой Наедине с собой

Наша колумнистка пообщалась в Лос-Анджелесе с актрисой Ириной Антоненко

OK!
Правила жизни Эдриена Броуди Правила жизни Эдриена Броуди

Актер, 47 лет

Esquire
Все они одинаковые Все они одинаковые

Раз за разом ты создаешь отношения, которые обречены на провал

Cosmopolitan
Вирус непреодолимой силы Вирус непреодолимой силы

Компании пытаются переложить свои проблемы на клиентов или партнеров

Эксперт
Гностики: поэтичные тайны злого демиурга Гностики: поэтичные тайны злого демиурга

Расколы и ереси. Проект Сергея Ходнева

Weekend
Где время идет быстрее, когда оно закончится и кто живет в прошлом Где время идет быстрее, когда оно закончится и кто живет в прошлом

Мы его не ценим, очень часто им пренебрегаем, порой убиваем

Популярная механика
Сериал «Фрейд» на Netflix: убийства, кокаин и гипноз Сериал «Фрейд» на Netflix: убийства, кокаин и гипноз

Почему мистический детектив «Фрейд» стоит посмотреть

GQ

Пять распространённых стереотипов о женщинах

Cosmopolitan
Бережный развод Бережный развод

Можно ли пройти путь расставания максимально бережно друг к другу?

Домашний Очаг
«Мы предлагаем бизнесу онлайн-тимбилдинги just for fun». Руководители театров о том, как переживают карантин «Мы предлагаем бизнесу онлайн-тимбилдинги just for fun». Руководители театров о том, как переживают карантин

Что предпринимают директоры театров для спасения индустрии

Forbes
Карантин мозга: что чувствуют те, кто лишен чувств Карантин мозга: что чувствуют те, кто лишен чувств

Когда юные озорники подпаливают коту усы, мы называем это гадкой шалостью

Популярная механика
Антикризисный план: как спасать гостиницу Антикризисный план: как спасать гостиницу

Как гостиницам удержаться на плаву во время глобального кризиса

Forbes
Всадники банковского апокалипсиса: какой будет отрасль после окончания кризиса Всадники банковского апокалипсиса: какой будет отрасль после окончания кризиса

Кризис не внесет новых тенденций в банковские технологии, но подтолкнет развитие

Forbes
Мой бедненький: 7 ловушек отношений с мужчиной, который зарабатывает меньше тебя Мой бедненький: 7 ловушек отношений с мужчиной, который зарабатывает меньше тебя

Женщина намного успешнее своего мужчины: к чему нужно быть готовой

Cosmopolitan
Как понять, что у девушки появился другой и как ее вернуть (+ что делать нельзя) Как понять, что у девушки появился другой и как ее вернуть (+ что делать нельзя)

Что делать, если ты любишь девушку и не согласен с вашим разрывом

Playboy
Открыть в приложении