Превратить машинное рисование в искусство: как это устроено
С рисованием повторяющихся узоров машины успешно справляются без участия человека – это лишь вопрос правильно составленного алгоритма. Если же добавить в этот процесс элемент непредсказуемости – прерогативу иррациональной человеческой натуры, то рутинная операция превращается в настоящее искусство.
Творческий метод Балинта Болиго безошибочно узнаваем. В портфолио этого 37-летнего лондонца венгерского происхождения есть работы «общепринятых» форматов, к которым обращаются многие современные мастера. Но все же первый план в его творчестве отведен художественным объектам определенного вида — так называемым рисующим механизмам.
Идея автоматизации творческого процесса в случае с работами Болиго привела к тому, что автомат сам превратился в произведение искусства. Машины, которые конструирует этот мастер, способны создавать завораживающие абстрактные картины, но гораздо интереснее не результат, а наблюдение за процессом их создания. И не только интереснее, но и важнее со смысловой точки зрения: в разворачивающееся во времени действо сам художник вкладывает немалое значение. Интерактивность экспонатов, постоянное изменение текущей картины, а также в отдельных случаях возможность повлиять на этот процесс — основополагающие качества всех наиболее значимых работ Болиго.
Художества без художника
Свой первый рисовальный механизм он сконструировал в 2001 году. Творение с вполне техническим названием Ekka JP 2000 представляет собой работающую автономно машину на воздушной подушке, которая парит над поверхностью земли и наносит на нее хаотичные неряшливые узоры. Хотя хаотичные ли? Кое-какая система все же имеется. Аббревиатура JP расшифровывается как Jackson Pollock — и «картины», созданные механизмом Болиго, действительно сильно напоминают работы этого знаменитого американского художника, идеолога абстрактного экспрессионизма. Правда, в отличие от полотен Поллока, итоговый рисунок Ekka JP 2000 может быть размером с теннисный корт. При этом «летающая тарелка» справится с его созданием без человеческого участия, единственный способ контролировать процесс — физическое взаимодействие с работающим механизмом и направление его в нужную сторону. При работе устройство не касается земли, так что не может навредить свеженанесенному рисунку.
В последующие годы у Ekka JP 2000 появилось немало духовных наследников — правда, работающих большей частью по совсем иным принципам. В их ряду выделяются три механизма серии «Полицикл» (Polycycle, 2004, 2005 и 2008). В рамках этих инсталляций на стены выставочных залов, окна домов или колонны промышленного объекта устанавливались конструкции с движущимися по определенному алгоритму пишущими предметами. Они призваны продемонстрировать, как некое повторяющееся предсказуемое действие, выполняемое спирографом, может дать непредсказуемый художественный результат. Болиго играет на парадоксальности: геометрически выверенный процесс в конечном итоге создает ощущение хаоса. А когда в размеренное движение механизмов добавляются