35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин
23 апреля 1985 года Михаил Сергеевич Горбачев был избран генеральным секретарем ЦК КПСС. Сегодня российские власти могут бояться потенциальной «перестройки 2.0», однако именно в отказе от наследия перестройки кроется возможное поражение Путина, считает эксперт Московского центра Карнеги Андрей Колесников
Анатолий Черняев, немного сумрачный мужчина, фронтовик, партийный интеллектуал, полжизни проведший в сером здании ЦК КПСС на Старой площади, а впоследствии помощник Михаила Горбачева, в течение нескольких десятилетий вел подробный дневник — поразительную летопись страны изнутри центра ее власти.
23 апреля 1985 года, 35 лет назад, Михаил Сергеевич Горбачев был избран генеральным секретарем ЦК КПСС. После этого события Черняев записал в своей тетради: «От Горбачева многого ждут, как начали было ждать от Андропова (генеральный секретарь, сменивший в 1982-м Леонида Брежнева, но скончавшийся в 1984-м. — А.К.). А ведь нужна «революция сверху». Не меньше. Иначе ничего не получится. Понимает ли это Михаил Сергеевич?»
Горбачев это понимал, но лишь отчасти: генеральный секретарь и предположить не мог, что ослабив гайки, допустив гласность и элементы рыночной экономики, он потеряет не только социализм, но и саму империю.
Перестройка была революцией ожиданий. Ждали перемен после двадцати лет, в которые уместились брежневский застой и «гонка на лафетах» (за два с половиной года умерли три генеральных секретаря-геронтократа). Ждали смены лидера. И появление Горбачева, о чем сегодня уже все забыли, было воспринято страной с облегчением.
«Горбимания» — феномен популярности Горбачева на «старом» Западе и в Восточной Европе: он дал свободу Восточному блоку, сорвал железный занавес и избавил мир от страха ядерной войны. Но сначала был этап феерической популярности внутри страны.