Темные времена: почему Британия прекратила продавать паспорта богатым русским
Власти Великобритании приостановили выдачу инвестиционных виз. Олигархическая эпоха русских в Лондоне, когда за небольшие деньги можно было купить британское гражданство, закончилась раз и навсегда
Для россиян в Британии минувшая неделя выдалась не самой приятной — угроза новых санкций после Керченского конфликта, «черный список» российских олигархов от Терезы Мэй, наконец, прекращение выдачи так называемых «инвесторских» виз. Именно они на протяжении многих лет были главным способом приобретения состоятельными россиянами и их семьями вожделенного британского гражданства, а по факту, возможности жить и пользоваться всеми благами мирового финансового, образовательного и культурного центра — Лондона.
Последний «золотой»
Про систему «золотых» паспортов не знает только тот, кто никогда не интересовался темой отъезда из России. Многочисленные проспекты пестрят объявлениями типа «Гражданство Гваделупы за три месяца и €200 000. Платите один раз, паспорт — на всю жизнь». Конечно, все не так уж просто: огромный разброс цен, условий, юрисдикций — от Сент-Китс и Невис до Мальты с Кипром — и, соответственно, подводных камней. Но Британия всегда стояла особняком — это был совершенно элитарный «продукт», в том числе за счет широко известной в узких кругах формулы «Из Лондона выдачи нет», которая до сих служит причиной головной боли у Генеральной прокуратуры и Следственного комитета России.
Многие ошибочно думают, что второе (третье, четвертое, пятое) гражданство — это нечто вроде абонемента на въезд в свободный мир», избавление от необходимости стоять в очередях в посольства и носить кучи справок. На самом деле, в России второе гражданство — это нечто совсем иное, гораздо больше, чем свобода от бюрократии и возможность провести уикенд в Париже. Это политический элемент взаимоотношений гражданина и государства, возможность защитится от репрессивной машины. Вспомните бородатую поговорку «лучше калымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме» — она как раз об этом. Но в Гондурас, конечно, никто не хочет, как и нет особого желания переезжать за свои деньги в Чехию, на Кипр или Мальту. Строго говоря, паспорта всех тех стран, которые фактически продавали их в обмен на разного рода инвестиции, «золотыми» можно назвать очень условно. На самом деле, был только один «золотой» паспорт — британский. Был, но, увы, на прошлой неделе весь вышел.
В предсмертной итерации формула приобретения британского гражданства была проста: вкладываешь в британские госбумаги или компании 2-5-10 млн фунтов на 5-3-2 года и обретаешь (вместе с женой и несовершеннолетними детьми) право на получение постоянного вида на жительство (ILR, indefinite leave to remain). Или год живешь с ILR, а потом можешь подавать на гражданство. У многих это происходило почти автоматически.
Но в системе все-таки было несколько довольно принципиальных «но». Во-первых, «чистота» вкладываемых в британскую экономику денежных средств. Вроде бы она проверялась, но совершенно недавно выяснилось, что не так уж и тщательно — отсюда, вроде как, в Лондоне образовалось засилье российских «грязных» денег. Во-вторых, существовало требование, чтобы будущий англичанин имел так называемый good character — был морально устойчив, политически грамотен и не имел взысканий, если использовать советский сленг. Требования эти подвергались различным юридическим мутациям, которые прошли путь от просто хорошей характеристики до полной недопустимости предоставления гражданства лицам, которые когда-либо были осуждены за преступления определенной тяжести, и до необходимости ожидать определенное количество лет для тех, кто подвергался более мягким уголовным и административным взысканиям. В-третьих, требовалось сдать экзамен по английскому языку, правда на относительно невысоком уровне, а также тест «Жизнь в Великобритании». Для некоторых это становилось нешуточным препятствием.