Темные лошадки: почему женщинам так сложно выйти на работу после декрета
Исследование показало, что женщины испытывают трудности при возвращении на работу после декрета. Что может сделать работодатель, чтобы помочь сотруднице вернуться на прежнее рабочее место?
Традиционно вопросы инклюзии и разнообразия в бизнесе рассматриваются в отношении возраста, пола, состояния здоровья, расы или национальности. А вот появление детей и обязательств по уходу за ними как будто ничего не меняет. Считается, что это личное дело каждого, а любые улучшения условий труда для родителей воспринимаются как дискриминация, пусть и позитивная. По мнению многих, в России государство и так гарантирует немалое количество преимущественных прав и привилегий для родителей, особенно в первые годы после рождения ребенка, что порой приводит к напряжению в отношениях с коллегами.
Стоит ли опасаться дополнительных привилегий?
Для ответа на этот вопрос обратимся к результатам двух исследований. Первое — опрос, проведенный консалтинговым проектом «СелфМама», который помогает женщинам совмещать карьеру и материнство. Этот опрос подтвердил, что отдельные инклюзивные практики компаний оправданы, например, деловые взаимодействия между работодателем и сотрудницами в период отпуска по уходу за детьми и проявление готовности оптимизировать условия труда под новый ритм жизни.
Второе — исследование, проведенное Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Оно показывает, что эта тема нуждается в тонком подходе, поскольку необходима работа с непродуктивными предубеждениями, которые могут процветать в компании. Никто, включая самих родителей, не может достоверно спрогнозировать, как появление ребенка отразится на их продуктивности, приверженности компании и вовлеченности. Однако сложившиеся усредненные ожидания во сами многом формируют перемены, навязывая родителям определенные роли. Матери чаще пытаются вписаться в эти нормы, а отцы — выпутаться из них. Но, как показывает исследование, эти усредненные ожидания отличаются даже в компаниях одной отрасли, одного города. Это подтверждает, что организация может осознанно корректировать сложившиеся предубеждения для поддержки инклюзии и разнообразия.
Вот два примера усредненных ожиданий о балансе и конфликте между работой и семьей. Предполагается, что деловые и семейные обязательства как будто конкурируют за ресурсы человека: силы, время, интерес, здоровье. В этом ожидании заложен стереотип о четкой границе между рабочей и семейной жизнью, о необходимости выбора приоритета. Альтернативные ожидания предполагают, что положительные моменты семейной жизни меняют работу сотрудника к лучшему: обогащают новыми навыками, знаниями, полезными знакомствами, наполняют положительными эмоциями, улучшают репутацию в глазах партнеров и клиентов. А увеличение затрат на уход за членами семьи повышает персональную заинтересованность сотрудника в результатах своего труда. Главный стереотип этого ожидания — сотрудники сами догадаются о таких возможностях взаимообогащения ролей. То есть родители, на самом деле — темные лошадки в бизнесе.