Выставка терминаторов

Над пустыней раздалось жужжание мотора от мопеда, и чуть позже над нами пронесся клон «Герани». Потом с Земли поднялась пара дронов-бомбардировщиков, похожих в полете на ступу Бабы-яги, – зависли над целями в пустыне и поразили их муляжами бомб. На смену им, свистя турбиной, прилетел барражирующий боеприпас Shadow 25… В Абу-Даби прошла выставка беспилотных систем Umex 2024. Судя по экспонатам, дроны ближайшего будущего станут не облегчать жизнь людям, а убивать их.
Если предыдущие аналогичные выставки скорее напоминали фантастические фильмы, где повестку формировали крупные западные оружейные концерны с очень дорогими прототипами, то ключевая тема нынешней – российско-украинский конфликт и все основные тенденции прямо с поля боя. И главные герои – «Герани» и FPV-дроны.
Летающие мопеды
Свои аналоги «Шахедов» и «Гераней» показывали десятки компаний из КНР, ОАЭ и Восточной Европы. Еще больше было фирм, как правило китайских, с наборами «сделай "Шахед" сам»: они поставляют разнообразные легкие двигатели внутреннего сгорания, полетные контроллеры и прочие компоненты. Кстати, по комплектующим можно делать выводы о следующем поколении беспилотников: минимум пять компаний предлагали легкие и дешевые турбореактивные двигатели. Правда, готовый дрон-камикадзе Shadow 25 с таким двигателем показала только одна – Корпорация оборонной промышленности Эмиратов (EDGE), именно он и летал на показательных выступлениях. Так что скоро «Шахеды» будут не тарахтеть, а свистеть.

Дрон-рейсинг
Но, безусловно, хиты выставки – FPV-дроны. Реально боевой FPV-дрон на восьмидюймовой карбоновой раме показала только украинская компания J.E.T., однако он затерялся на партнерском стенде организаторов. Что и понятно: машина сделана из китайских комплектующих, а у китайцев и у самих есть множество вариаций подобных устройств.
Внимание привлекла небольшая компания HQ Innovation из Шэнь-чжэня. Во-первых, они на своем маленьком стенде показали точную копию нанодрона PD-100 Black Hornet Nano норвежской Prox Dynamics, который стоит на вооружении НATO и ряда других стран. То же время полета – до 25 минут, та же максимальная скорость – 12,5 м/с, аналогичные видео- и тепловизионные камеры, та же масса – 18 г. Но продают китайцы свой Hummingbird Nano UAV в два раза дешевле, причем готовы торговаться.

Еще интереснее оказалась их собственная разработка – Hawk AI Drone. Как понятно из названия, на борту этого FPV-дрона есть система с искусственным интеллектом. Прикрутить туда можно что угодно, но сейчас она служит для реализации VNS (Vision Navigation Systems), два датчика которой расположены на двух перпендикулярных штангах по бокам.

VNS работает по принципу, аналогичному системам навигации крылатых ракет: в случае помех при традиционном ориентировании по спутникам дрон способен лететь автономно по изображению местности. Так как камер две, он, вероятно, может точно определять свою высоту и лететь очень низко. Подобная система делает машину неуязвимой для радиоэлектронной борьбы. При собственном весе в 1 кг беспилотник в силах нести трехкилограммовую боевую часть на расстояние до 10 км со скоростью 140 км/ч. Китайцы просят за него 6000 долл. И это дорого. Производители понимают, что FPV-дрон – расходный материал, и стремятся максимально удешевить модели. Себестоимость таких машин в районе конфликта уже снизились до 350 долл. По сути, это самое доступное и эффективное средство поражения в зоне СВО. И вчерашние авиамоделисты теперь дают фору профессиональным конструкторам и оружейным корпорациям. Например, американский беспилотник-камикадзе Switchblade 300 стоит в 10 раз дороже, чем FPV-дрон, а барражирующий боеприпас Switchblade 600 – в 200 раз.
Та же эмиратская корпорация EDGE показала дрон, собранный из четырех плоских фанерных заготовок. В качестве боевой части обычно используют выстрелы от РПГ-7 без двигателя или 82-миллиметровые мины. И прикручивают их не только к квадрокоптерам – на многих стендах демонстрировали FPV-самолеты с камерой в носовой части и тем же выстрелом от РПГ-7. Очень похоже на то, что самые востребованные дроны сейчас делают бывшие авиамоделисты.

Баба-яга
Еще одна зловещая новинка – дроны-бомбардировщики типа «Баба-Яга», впервые примененные Украиной. Это беспилотники сельскохозяйственного назначения, имеющие хорошую навигацию и автономный ход. Их выпускают в основном китайские компании – DJI, XAG и Jtilep; как правило, это гексакоптеры. Они достаточно крупные, с очень шумными пропеллерами, небольшой скоростью и малой высотой полета, но с внушительной грузоподъемностью – до 50 кг, а это полтора десятка 82-миллиметровых артиллерийских мин или пара 120-миллиметровых. Из-за военного применения поставки таких дронов в воюющие страны ограничены. Впрочем, машины эти очень дорогие, поэтому сейчас компании-энтузиасты изготавливают аналогичные носители на местах. На выставке подобных бомбардировщиков было великое множество, наибольшее количество показали хозяева – ОАЭ. Например, концерн EDGE представил сразу три варианта: QX-1 с дальностью 10 км и 3-килограммовым боеприпасом, QX-2 с дальностью 20 км и 8-килограммовым боеприпасом и QX-3 с дальностью 40 км и четырьмя 5-килограммовыми бомбами. Выглядят модели примерно одинаково и отличаются разве что системами сброса – от обычных замков до роторных механизмов. Демонстрировались также боеприпасы, специально разработанные для сброса с беспилотников.

Карандаши-бомбардировщики
Компания Overwatch Aerospace из Великобритании привезла Pholos Mklc – интересный бомбардировщик, выполненный по вертикальной соосной схеме. В нижней части расположен сбрасываемый боеприпас, в верхней – электродвигатель, складные лопасти и аккумуляторы. Производитель утверждает, что за счет особой конструкции больших лопастей и малой скорости разнонаправленного вращения аппарат отличается очень низким уровнем шума. Pholos наводится как по GPS, так и оператором. Дальность полета – около 5 км, продолжительность – 25 минут, скорость – 10 м/с (но по видео на стенде этого не скажешь). Может нести три вида 1,5-килограммовых БЧ: осколочно-фугасную, кумулятивную и термобарическую. Оператор способен одновременно управлять 10 беспилотниками с возможностью отмены задания и возвращения к месту старта. Как сообщил стендист, компания уже поставила несколько тысяч таких боеприпасов, они использовались на Украине. Подобные «карандаши» показывали и китайские компании, причем в больших количествах.