Только вперед
Накануне апрельской кинопремьеры «Сто лет тому вперед» Виктория Исакова, приглашенный главред Psychologies, обсудила с психологом Николаем Яковлевым детские и недетские вопросы – от важности побыть одному до индульгенции границ.
Виктория Исакова: «Сто лет тому вперед» – история о будущем, которое мне очень симпатично. В фильме огромное количество визуальных эффектов, но при этом показаны живые эмоции. В суперсовременном антураже живут не роботы, а люди, есть место душевности, эмпатии, любви. Это мир, в котором я хотела бы жить.
Николай Яковлев: Я тоже очень жду этой премьеры, потому что Кир Булычев – писатель моего детства. Обратите внимание, что бы ни придумывали умные фантасты, в их версиях будущего всегда сохраняются и разница поколений, и этнические особенности, и различия между полами. Есть вещи, которые виртуальность и эксперименты с гендером из человечества никогда не выбьют. Гаджет не даст ребенку любви, не заменит родителей, не сформирует его личность во всех ее аспектах. Разговор душ нельзя подделать с помощью гаджета.
Виктория: Но согласитесь, что конкурировать с гаджетами дико сложно. Быстрое информативное удовольствие – хоп! – какой-то гормон у детей вырабатывает.
Николай: Это работают нейромедиаторы.
Виктория: Я стараюсь дочь из гаджетов вытаскивать, хотя она еще мало в них вовлечена по сравнению с другими детьми. Придумываю развлечения, но если у нее появляется хоть малейшая возможность, она берет мой телефон и туда ныряет. Задача усложняется тем, что в силу работы я тоже все время в телефоне! У Вари есть аргумент: «Вы с папой сами постоянно в гаджетах». Когда ей было четыре года, у нее спросили: «Где работают твои родители?» Она ответила: «В телефоне и в компьютере, но что они там делают, понятия не имею».
Николай: Здесь, Виктория, вы можете апеллировать к разнице поколений: «Что можно Юпитеру, не положено быку».
Виктория: Я правда могу так сказать – мне положено, а тебе нет? Это же нечестно!
Николай: Я не приветствую современную тенденцию, когда родители стирают грани в общении с детьми, думая, что это приведет к чему-то полезному.
Виктория: К влиянию через близость?
Николай: Близость не здесь. Такое стирание скорее подпитывает эго родителя: «Я еще не сильно состарился». Вам это точно не нужно, тем более, я полагаю, сейчас Варвара уже лучше понимает вашу работу.
Виктория: Ваша мысль возвращает нас к моему решению сняться в фильме «Сто лет тому вперед», которое многих удивило. Актриса театра и серьезного авторского кино вдруг решила развлекать детей и подростков! А я всего лишь хотела сделать проект, который приблизит меня к моему ребенку, даст ей повод мной гордиться. До недавнего времени Варя знала, что мама – какая-то актриса, к которой подходят люди на улице. Ее это раздражало: «Ну что такое, я не хочу, чтобы к тебе подходили, ты моя мама!» А тут она пошла в кино с одноклассниками, увидела трейлер и теперь очень ждет, когда мы с ней пойдем на премьеру «Сто лет тому вперед». Варя страшно гордится, что мама проявила крутизну в поле ее интересов.
Николай: Быть родителем – вообще непростая работа, в которую нужно вкладываться не меньше, чем в основную. Многие женщины, с которыми я работаю, рассказывают, что им тяжело дается материнство, сложно принять свою уязвимость как родителя.
Виктория: Сложнее всего смириться с тем, как много у тебя не получается.
Николай: Британский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт произнес прекрасные слова: «Не нужно быть хорошей матерью или плохой матерью, нужно быть достаточно хорошей матерью». А его французский коллега Мишель де М'Юзан дал рекомендацию для следующего интересного этапа, который ждет вас с Варварой чуть позже. Он говорил: «Мать подростка должна быть не хорошей и не плохой, а достаточно плохой».