Окончание трилогии о мотивации. Что делать, если ребенок ничего не хочет
Как вести себя родителям, если ребенок все время лежит на диване, что нужно и не нужно делать в этом случае, и как вернуть подростку интерес к учебе и жизни — заключительная часть истории про мотивацию у детей и подростков от психолога Катерины Мурашовой
Спасибо всем, кто прислал свое мнение и размышления на тему, которую мы начали обсуждать пару недель назад, — про лежащих на диване. Все письма я опубликую в своем блоге. А пока напомню, что в первой части трилогии мы обозначили проблему — ребенок ничего не хочет. Во второй — поговорили про профилактику. А в третьей — обсудим, что делать, если ребенок «уже там». Что значит это «уже там»? Повторим кратко:
- Фактически перестал учиться, академические результаты неудовлетворительные, в школе бьют тревогу или указывают на выход.
- При малейшей возможности ребенок в школу не идет или уже на домашнем, семейном и так далее обучении, но все равно фактически не учится.
- Настроение почти все время сниженное или агрессивное.
- В своих неудачах и своем положении обвиняет всех подряд: родителей, учителей, сверстников, мировой заговор, политический строй и так далее и тому подобное.
- Никаких отчетливых интересов и, главное, их реализации нет.
- Большую часть времени ребенок проводит в своей комнате с телефоном, планшетом или за компьютером.
- Общение со сверстниками в реальной жизни свелось к минимуму.
- Бросил все кружки.
- С явной симпатией и заинтересованностью в применении к себе обсуждает темы «депрессии» и других медицинских диагнозов.
Давайте для начала определим, чего делать в таком случае не надо.
- Категорически не надо к чаду в этой ситуации присоединяться. «Ах ты мой бедный, ему так тяжело, он так страдает, я тебе так сочувствую, я так стараюсь тебя понять…» — не здесь и не сейчас. Если вы так делаете, ребенок лишь укрепляется в своей позиции «бедосика». А вы здесь в общем-то если не напрямую врете, то уж точно привираете. Потому что на самом деле уже давно не столько сочувствуете, сколько тревожитесь, раздражаетесь и боитесь за будущее ребенка.
- Не надо «взывать к разуму» и читать однообразные, повторяющиеся из раза в раз нотации. «Неужели ты не понимаешь, что если ты сейчас не…, то…» Он и сам в общем-то понимает, да и вы, плюс еще учителя, все это говорили ему уже не один десяток раз — не помогло. Следовательно, не надо больше тратить силы и энергию. Они вам еще пригодятся.
- Не надо ходить к разным врачам, психологам, остеопатам, гомеопатам и хиропрактикам. Что можно сделать (особенно если ухудшение наступило резко, в течение примерно четырех месяцев) — один раз сдать кровь на все основные, включая гормоны, показатели и сделать ЭЭГ и МРТ головы (оно не вредное) — это необходимо для того, чтобы исключить или не пропустить соматические заболевания. Плюс один раз показать ребенка опытному подростковому психиатру. И все. Если анализы нормальные и психиатр сказал: это не ко мне, — дальше держимся от медицины подальше. Ребенку четко сообщаем: ты здоров, я не буду тебя лечить. И «походить к психологу» тоже оплачивать не буду. Помните: жизнь — лучший и самый эффективный из психотерапевтов.