Все уровни беспилотности
Из пункта А в пункт Б выехал автомобиль – казалось бы, что может быть проще? Но если за рулем робот, то задача сильно усложняется. Прежде чем такие машины смогут перевозить людей и грузы, нужно отработать технологии движения, заняться дорожной инфраструктурой и законодательной базой. «От обычного автомобиля беспилотник отличается примерно так же, как сам автомобиль – от телеги, запряженной лошадьми», – говорит Александр Никифоров из НПО «СтарЛайн». Уже через несколько лет роботизированные грузовики, созданные в этой компании, должны выехать на трассу М11, открыв беспилотные перевозки между Петербургом и Москвой...
Международное Общество автомобильных инженеров (SAE) предложило различать шесть уровней автономности беспилотных автомобилей. Если передвижение зависит только от водителя, это нулевой уровень. На первом добавляется круизконтроль, способный самостоятельно удерживать скорость в нужных пределах. Tesla Model S, X и 3 поднимаются уже до третьего – они могут управлять рулем и удерживаться в полосе, хотя терять бдительность не стоит: в любой момент системе может понадобиться помощь человека. Некоторые модели таких автопроизводителей, как Audi, GM, Waymo, Aptiv, тоже заявляются на третьем и даже четвертом уровне автономности, требуя вмешательства только в самых сложных ситуациях.
Последний, пятый уровень – полная самостоятельность машины – остается делом будущего. Но двигаться к нему стоит постепенно, шаг за шагом осваивая каждый следующий элемент автономности. Ведь речь идет о безопасности не только техники, но и людей. Именно поэтому в StarLine, где специализируются на создании противоугонных систем, запустили собственный проект по разработке беспилотного транспорта. Компания воспринимает свою миссию весьма широко. «Считается, что наша задача – исключительно защита машины на стоянке. Но мы думаем и о безопасности движения, – объясняет Александр Никифоров. – А для этого необходимо избавиться от ошибок водителя. Ведь именно человеческий фактор ответственен за большинство ДТП».
Уровень железа
Сам по себе беспилотный автомобиль – многоуровневая система. Нижний «этаж» – колесная база, модернизированная под водителя-робота. Эти функции выполняет платформа StarLine Alpha. Она подключается к электронным блокам машины через шину CAN и позволяет управлять автомобилем по проводам, перехватывая контроль за рулевым колесом, коробкой передач, педалями газа и тормоза и т.д.
Следующий уровень – «органы чувств», благодаря которым машина ориентируется в пространстве вообще и на дороге в частности. На автомобиль монтируется набор видеокамер и лидаров (лазерных дальномеров), которые обеспечивают 360-градусный обзор, в том числе по вертикали. Комплект немалый и недешевый, но со временем он будет сокращаться. «Мы уже отказались от радаров, – говорит руководитель отдела разработок StarLine Илья Никифоров. – Но уменьшение набора сенсоров – дело будущего, ведь это тоже вопрос безопасности. Нужно сперва выжать максимум из всех датчиков, а потом уже оптимизировать систему».