«Кладовые солнца» калужской земли
Болота. Много или мало их в России? Заболоченность территории нашей страны составляет около 8%. Основные площади болот сосредоточены в тундровой и таёжной зонах, на севере и северо-западе Европейской части и в Сибири. Наиболее заболочена Западная Сибирь, где расположены крупнейшие в России и одни из самых крупных в мире Васюганские болота. Их площадь 53 000 км² — больше, чем площадь некоторых европейских стран, и почти вдвое больше площади Калужской области.
В зависимости от климатических условий, рельефа, подстилающих пород в разных природных зонах и частях нашей страны болота очень различаются внешним обликом и растительным покровом, но всё их разнообразие сводится к трём основным типам — низинные (эвтрофные), верховые (олиготрофные), переходные (мезотрофные). Для низинных — наиболее увлажнённых, питающихся грунтовыми водами, — характерны влаголюбивые деревья, кустарники (ольха, ивы, берёза пушистая) и травы, требовательные к минеральному питанию. Верховые — самые красивые: кочковатый рельеф, сплошной покров сфагновых мхов и редкие низкорослые сосны и берёзы. Переходные болота внешним обликом похожи на верховые, только они более выровненные и сырые. Образование болот может происходить путём заболачивания водоёмов или пониженных участков суши, которые возникли в результате различных геологических процессов — карстовых, суффозионных и многих других.
Заболоченность Калужской области невелика — всего около 1%, но здесь представлены все типы болот, а верховые болота находятся на южном пределе сплошного распространения. Поэтому изучение их состояния и динамики представляет особый научный и практический интерес. Наиболее заболочена западная часть Калужской области, так как она была полностью перекрыта последним на этой территории — Московским оледенением, и наиболее крупные в регионе верховые болота расположены в понижениях, сформированных деятельностью ледника. Их возраст соответствует времени начала отступления ледника и составляет примерно 9—11 тысяч лет!
Издревле болота пользовались дурной славой из-за смертельной опасности, которую представляет трясина, и характера этой опасности — медленной, но верной гибели. В мифологии многих культур болото ассоциируется с плохим, гиблым, нечистым местом. Согласно восточнославянской мифологии, на болотах обитает болотный человек, который может заблудить путника. С древних пор людей пугало и ночное свечение на болотах — результат самопроизвольного воспламенения метана и фосфина — летучих газов, образующихся вследствие разложения органики. Всё это объясняет традиционно отрицательное отношение многих людей к болотистым местам как к чему-то непонятному, загадочному и коварному.
В ХХ веке с его утилитарным подходом к природе пропагандировалось отношение к болотам как к бросовым землям, «ошибке природы», которую нужно или немедля исправить — осушением и освоением под сельхозугодья, или при наличии значимых запасов торфа, «не дожидаясь милости от природы», взять их самим. Результаты этого освоения человечество оценило спустя несколько десятилетий, и плоды его мы сейчас пожинаем — в виде глобальных нарушений водного баланса, поверхностного стока, приводящих к катастрофическим наводнениям, страшным торфяным пожарам и прочим климатическим катаклизмам. Огромная стабилизирующая роль болот в этих процессах наукой уже доказана, и сейчас всё чаще в природоохранную практику внедряются мероприятия по восстановлению гидрологического режима и повторному заболачиванию осушенных когда-то болот.
Итак, значимость болот как самоценных экосистем справедливо восторжествовала.
Теперь давайте поговорим об облике болота — каков он и так ли страшен, как его малюют?
Что же такое болото? Ведь часто этот вполне определённый научный термин можно услышать в адрес обычной лужи. На самом деле, чтобы называться болотом, месту нужно обладать тремя важными свойствами: избыточным увлажнением, наличием торфяного слоя не менее 30 см и специфическим растительным покровом.
С водой всё понятно — она скапливается в понижениях рельефа и длительное время в них сохраняется. В условиях плохого дренажа и отсутствия стока формируются участки ландшафта с застойным увлажнением, что не может не отражаться на характере обитателей таких участков и их жизни.
Основной процесс, происходящий на болотах, — непрерывное образование торфа, то есть перегнивающих растительных остатков. В условиях постоянно низкой температуры, недостатка кислорода, бактерицидной среды полного разложения не происходит. По мощности торфяной залежи можно установить примерный возраст конкретного болота. Торфяная залежь нарастает очень медленно, в наших широтах примерно 0,6—0,8 мм в год. Таким образом, при средней её мощности 1,5—2 м на большинстве наших болот их возраст около 2—3 тысяч лет, а некоторых — 11—12 тысяч лет!