Русский частный космос. Наикратчайший путеводитель
Десять лет назад на орбиту отправился первый спутник, созданный частной компанией из России, но «русского Илона Маска» у нас так и не появилось. Да и нужен ли он? В конце концов, частная космонавтика способна развиваться и без участия инноваторов-миллиардеров. Призвав на помощь эксперта, мы постарались разобраться, как устроена эта область в нашей стране, что происходит сейчас и чего ждать в будущем.
Что такое «частный космос»?
«Чтобы называться "российским частным космосом", мало быть компанией, зарегистрированной в стране, работающей в сфере космонавтики и не аффилированной с государственными или муниципальными органами. Важнейшей особенностью этой сферы является особый подход к работе, радикально отличающийся от традиционных стратегий Роскосмоса, NASA и других космических агентств. По-английски такой подход называется New Space, "новый космос", и, насколько я понимаю, его привнес в индустрию Илон Маск. Это менее централизованное управление, более гибкий поиск решений, более динамичный процесс разработки и производства, активное использование коммерческих, имеющихся в широкой продаже компонентов. Подобный образ действий нередко позволяет добиться цели с радикально меньшими затратами и за более короткие сроки».
Есть ли «частный космос» в России?
«Некоторые люди сомневаются в том, что в России есть хоть какая-то частная космонавтика. Им кажется, что сделать космический проект своими силами – это как построить ядерный реактор, то есть попросту немыслимо. Впрочем, в последние годы частную космонавтику перестали считать чем-то фантастическим. Ее признают, ею занимаются, в стране работают десятки таких компаний, а это позволяет собрать данные, получить какую-никакую статистику и сделать интересные выводы о состоянии и тенденциях в отрасли.
Несмотря на то что в сфере космонавтики трудится множество компаний, не все из них непосредственно связаны с запусками. Одни занимаются обработкой данных, другие делают наземные станции управления, третьи – отдельные приборы. Нас больше всего интересуют те, кто строит ракеты и спутники. Это очень разные компании и по численности сотрудников, и по поставленным целям, и по скорости решения задач, но большинство из них сосредоточено в традиционных областях рынка космических услуг: выведение на орбиту, связь, дистанционное зондирование Земли в оптическом и радиодиапазонах. Как правило, это фирмы, входящие в крупные холдинги или выделившиеся из них в рамках развития нового направления