Как продвигается работа над космической программой Artemis?

ТехИнсайдерНаука

Вторые на Луне

Текст: Михаил Котов

В марте 2015 года правительство США и NASA представили новую космическую программу Artemis, главной целью которой стала организация постоянного присутствия на Луне. Прошло четыре года, но люди так и не высадились на поверхность спутника и базы там не построили. Что же произошло за это время? И кто станет лидером лунной гонки, ведь на пятки американцам наступает Китай?

До принятия программы Artemis («Артемида») главным приоритетом американской космонавтики был запуск окололунной орбитальной платформы-шлюза. Планировалось, что такая станция станет пересадочным узлом на пути пилотируемых экспедиций к Марсу. Однако новое руководство NASA, назначенное президентом США Дональдом Трампом, переориентировалось на решение иных задач, в том числе высадку на Луну. Поскольку в прошлом веке американцы уже побывали на спутнике Земли, теперь их приоритеты сместились: в качестве новой цели заявлен полет первого небелого человека и первой женщины.

Изначально экспедиция планировалась на 2024 год, для чего NASA запросило у американского правительства 25 млрд долларов – а затем еще 35 млрд сверх своего бюджета, и без того самого большого в мире. При этом никто не скрывал, что реальные задачи Artemis – политические: таким способом Трамп собирался продемонстрировать результаты своего мудрого правления и получить поддержку на перевыборах. Именно поэтому на реализацию программы выделили настолько мало времени. Но за счет чего NASA предполагало реализовать программу Artemis так быстро? Немного упрощая, заметим, что все необходимое для пилотируемого полета на Луну можно разделить на четыре составляющие: ракета-носитель, космический корабль, посадочный модуль и скафандры.

Пункт первый: сверхтяжелая ракета

Ракета-носитель SLS (Space Launch System) – один из осколков программы Constellation («Созвездие»), так и не реализованной в начале 2000-х. В рамках этого проекта планировались пилотируемые полеты к Марсу и Астероидам, для чего и создавались носители Ares.

Из-за нехватки финансирования при очередной смене политического руководства в 2009 году программу свернули, а задел по разработке Ares превратился в проект SLS.

Изначально SLS должна была стать неким компромиссом: новая ракета, но со множеством компонентов из уже существующих носителей, включая двигатели, боковые ускорители и отдельные элементы корпуса, заимствованные у Space Shuttle. Предполагалось, что такое решение позволит сэкономить средства на проектирование и уменьшить сроки. Однако в итоге все получилось с точностью до наоборот: свой первый – и успешный – полет ракетаноситель совершила только в конце 2022 года вместо запланированного 2019-го. Проблемы со стоимостью у SLS оказались еще серьезнее. Из-за затянувшейся разработки уже к моменту начала программы Artemis цена одного запуска сверхтяжелой ракеты достигала 800 млн долл. Проведенный весной 2022 года аудит показал, что с учетом затрат на создание SLS стоимость одного ее старта превысит 2 млрд. Если же добавить расходы на космический корабль и наземную инфраструктуру, то цифра становится и вовсе фантастической: 4,1 млрд. Тем не менее вопрос с ракетой для Artemis сегодня можно считать решенным. Да, проект SLS сильно отстает от графика, стоит намного дороже и все еще требует доработки до более грузоподъемной версии Block II, но ракета уже есть и летает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Транспорт будущего Транспорт будущего

Вот уже шесть лет мы пишем про летающие автомобили и стоим рядом с прототипами

ТехИнсайдер
Терапия одиночества: почему время наедине с собой помогает нам исследовать жизнь Терапия одиночества: почему время наедине с собой помогает нам исследовать жизнь

Как рассматривать время, проверенное наедине с собой, не как лишение

Forbes
Билет в один конец Билет в один конец

Илон Маск мечтает умереть на Марсе, и он по-своему прав

Популярная механика
​​Как чех из Volkswagen стал калужским сидроделом ​​Как чех из Volkswagen стал калужским сидроделом

Как Ян Йираско запустил производство традиционного яблочного сидра в России

Forbes
Линейная служба Линейная служба

Ижевские беспилотники Supercam не игрушки для миллениалов, а серьезные машины

ТехИнсайдер
6 типичных ошибок в публичных выступлениях 6 типичных ошибок в публичных выступлениях

Как сделать свое выступление запоминающимся, ярким и полезным?

Psychologies
Летящие над водой Летящие над водой

Одна из самых интересных технологий, переживающая настоящий ренессанс – фойлы

ТехИнсайдер
Против коллективизации, культа личности и хунты: как женщины сопротивлялись диктатуре Против коллективизации, культа личности и хунты: как женщины сопротивлялись диктатуре

Истории женщин, которым довелось жить при диктаторских режимах

Forbes
Первая встреча Первая встреча

Если мы получим сигнал от братьев по разуму, то что будем делать дальше?

ТехИнсайдер
8 самых больших самолетов в мире: титаны небес 8 самых больших самолетов в мире: титаны небес

Что может быть выше пятиэтажного дома и при этом еще и летать?

ТехИнсайдер
Короли небес Короли небес

Завершается полувековая история производства Boeing 747

ТехИнсайдер
Когда так плохо, что хорошо: зачем мы остаемся в зависимых отношениях Когда так плохо, что хорошо: зачем мы остаемся в зависимых отношениях

Как определить зависимые отношения и перестать в них вступать

Psychologies
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
«Midjourney — революция, сравнимая с изобретением фотографии». Интервью с экспертом в области цифровых технологий Львом Мановичем «Midjourney — революция, сравнимая с изобретением фотографии». Интервью с экспертом в области цифровых технологий Львом Мановичем

Вытеснит ли искусственный интеллект художников, фотографов и дизайнеров?

Правила жизни
Первая пятилетка Первая пятилетка

Нереальные цифры, которые показались советским руководителям неамбициозными

Наука
Мартовский кот: как выжить семье, когда у питомца страсть Мартовский кот: как выжить семье, когда у питомца страсть

Как быть хозяевам котов в это непростое время года?

Psychologies
Еда, которая не убивает планету Еда, которая не убивает планету

Прокормить постоянно растущее человечество помогут микроорганизмы

ТехИнсайдер
Благоденствие из головы диктатора Благоденствие из головы диктатора

Зачем государству равенства в утопии «История севарамбов» нужен монарх

Weekend
Знай наших Знай наших

Уникальные достижения отечественных ученых

Популярная механика
Александр Долгих. Значение цифр Александр Долгих. Значение цифр

Об относительности скорости

4x4 Club
Самые экологичные гонки Самые экологичные гонки

Что будет, если скрестить «Дакар» и ралли-кросс на машинах с электродвигателями?

ТехИнсайдер
Как IT-сервисы проходят путь от внутреннего инструмента до публичного решения Как IT-сервисы проходят путь от внутреннего инструмента до публичного решения

Как множество компаний создают внутренние инструменты для своих целей

Forbes
Почему возраст в паспорте и «по ощущениям» часто расходятся Почему возраст в паспорте и «по ощущениям» часто расходятся

В чем преимущество того, что мы чувствуем себя моложе своих лет

РБК
Александр Сокуров: «Власть не от Бога» Александр Сокуров: «Власть не от Бога»

Фильм «Молох» — не о Гитлере и не о немецком нацизме

Дилетант
Ольга Шультайс: «Хочу покорить весь мир!» Ольга Шультайс: «Хочу покорить весь мир!»

Ольга Шультайс — о том, как китайская философия помогает найти свой путь

ЖАРА Magazine
Балаяж: 9 вариантов окрашивания волос и советы экспертов по уходу Балаяж: 9 вариантов окрашивания волос и советы экспертов по уходу

Одна из самых популярных техник осветления

РБК
Велимир Хлебников Велимир Хлебников

Велимир Хлебников: поэт, умер в 1922 году

Правила жизни
Российские онлайн-кинотеатры потеряли половину голливудского контента за год Российские онлайн-кинотеатры потеряли половину голливудского контента за год

Онлайн-кинотеатры потеряли за год 50% голливудского контента

Inc.
Как повысить креативность: советы от маркетолога Nike Как повысить креативность: советы от маркетолога Nike

Креативность — необходимый навык как для повседневной жизни, так и для карьеры

Psychologies
Почему феминистки ошибаются, а мужчин надо любить, жалеть и оберегать Почему феминистки ошибаются, а мужчин надо любить, жалеть и оберегать

Мужчины тоже вполне себе жертвы жестокой гендерной эксплуатации

Maxim
Открыть в приложении