«Midjourney — революция, сравнимая с изобретением фотографии». Интервью с экспертом в области цифровых технологий Львом Мановичем
От Midjourney — нейросети, нарисовавшей, кажется, уже все, что можно, во всех стилях и варициях, — сегодня ни спрятаться, ни скрыться. Значит ли это, что искусственный интеллект вытеснит художников, фотографов и дизайнеров? Можно ли работать с ним в команде? И почему век современного изобразительного искусства (неважно, использовал художник передовую технологию или нет) в принципе недолог? С этими (и не только) вопросами «Правила жизни» пришли к эксперту в области цифровых технологий и исследователю новых медиа Льву Мановичу. Кстати, 26 марта он прочитает лекцию в Музее криптографии о «поворотном моменте в истории искусства» и эстетических инновациях.
Я наблюдаю сейчас, как Midjourney начали использовать дизайнеры, которые работают в digital fashion, для эскизирования. Они сразу получают визуализацию идей в объеме, без рендера в 3D-редакторах. Кажется, это действительно меняет процесс работы.
Мой первый опыт использования компьютерной графики был в 1984 году. Так что я пережил уже несколько технологических революций в культуре — например, когда появился Apple Macintosh, когда появился интернет, когда появились социальные медиа. То, что начало происходить в области искусственного интеллекта прошлым летом с появлением Midjourney, Stable Diffusion, DALL-E 2, RunwayML, — это не меньшая революция, а, возможно, даже большая. Некоторые обозреватели сравнивают это событие с изобретением фотографии. Да, я думаю, что действительно так. ИИ — это очень мощный инструмент для коммуникации. Не надо уметь моделировать в 3D — идея передается мгновенно в удобной для восприятия форме. Сразу показываем эскиз уже на модели на подиуме.
Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. За последние пару месяцев я посмотрела тысячи разных изображений, сгенерированных в Midjourney. Но даже те, что были созданы по сложным запросам, тщательно отобраны и затем обработаны, слишком похожи на остальные творения программы. Как будто все они разлиты из одной бочки. Вам так не кажется?
В июле прошлого года все вокруг меня начали играть с Midjourney, и я тоже, конечно.
Сначала нам казалось, что там существует бесконечное пространство идей. Но прошло несколько месяцев — и многие начали понимать, что пространство это небезгранично. Например, вы придумываете фэшн-образы, несуществующие фантастические ткани. И в какой-то момент вы как будто наталкиваетесь на стену — все следующие образы напоминают предыдущие.
Есть онлайн-библиотека Андрея Ковалева, которая содержит сотни стилей, протестированных в Midjourney, основанных на работах известных художников, модельеров, фотографов и т. д. Если вы чувствуете, что застряли в использовании инструментов ИИ, попробуйте использовать любой из этих стилей.
ИИ-инструменты имеют большие ограничения. Это напоминает мне ситуацию 1980-х годов, когда появился постмодернизм и всем казалось, что это конец искусства: теперь мы можем делать коллажи из всего, что было раньше. Но спустя годы стало понятно, что постмодернизм — это просто определенный стиль со своей логикой и рамками.
Я считаю, что никогда новые технологии и инструменты не делали из плохих художников хороших. Мыслителей, которые предлагали новое видение, было мало во все времена. Сколько людей делали гениальные гравюры в XVI веке? Немного. Сейчас каждый может создать изображение с помощью ИИ и ощутить иллюзию творчества. Они могут получать огромное удовольствие от процесса. Но действительно интересный результат покажут те, кто хорошо владеет историей искусств и обладает значительным творческим опытом, чтобы с помощью конкретных запросов использовать нейросеть интересными и нетривиальными способами.
Когда мы смотрим на вселенную этих ИИ-картинок, видим, что большинство из них очень ограничены по содержанию и эстетике. То, что выходит из программы, уже нравится пользователям, поэтому они не считают нужным усложнять свои запросы. Стало просто сделать нечто конвенционально красивое. Но насколько это ваше? Это вопрос.