Три богатыря
Воскресенье в семье Ольги Панченко — день культуры и отдыха. Они с мужем и детьми ходят в музей с экскурсоводом
Люди, которые ходят в музеи — и татлеровские герои не исключение — делятся на два типа. На тех, кто убежден: экскурсовод только мешает сосредоточиться на собственных ощущениях. И на тех, кто собирает не ощущения, а знания, — тогда экскурсовод необходим. Мы с мужем и сыновьями (Кириллу почти тринадцать, Даниилу скоро двадцать, и он иногда с удовольствием к нам присоединяется) относимся ко второму типу. Нам нужен человек, который помог бы нам почувствовать музей. Конечно, не надо забывать и о том, что у нашего поколения комплекс: нам все время хочется в детей что-то вложить. Особенно то, что недодали нам. Мой папа (многолетний директор «Лужников» Владимир Алёшин. — Прим. «Татлера») всю жизнь был невероятно занят — не до культпоходов. А детство Яши прошло в научно-технических кружках Дворца пионеров (муж Ольги, владелец универмагов Stockmann в России Яков Панченко, — сын академика Владислава Панченко. — Прим. «Татлера»).
Когда мы первый раз все вместе пошли в музей, Кириллу было три. Ну как в музей — мы были в Лукке и решили посмотреть знаменитые башни. За час прогулки по городу с экскурсоводом мы влюбились в этот жанр — настолько живым был рассказ гида. Так появилась семейная традиция. Причем мы не всегда ходим на выставки-блокбастеры. Зачем стоять в очередях на Серова и Айвазовского? Семьдесят процентов того, чем все восхищались на выставках, и так всегда висит в Третьяковке.
Найти «своего» экскурсовода — задача не легче, чем найти «своего» психотерапевта. Наша Людмила — фамилию не называю, вы же не делитесь психотерапевтами — художник по образованию. Это для экскурсовода важно — толково объяснить, что такое, например, подмалевок. Вдобавок наш гид — большой энтузиаст искусства, от классического до современного. Мы ходили с ней в ГМИИ на Цая Гоцяна, который делает картины из пороха, — Людмила чувствовала себя там так же комфортно, как среди иконописи в Лаврушинском. На выставке «Некто 1917» в ЦДХ, посвященной революции, мы с ней обсуждали не только Кандинского, Кустодиева, но и Блока, Волошина. Это ценно, когда ваш экскурсовод может говорить об искусстве не в отдельности, а как о части целого, того, что происходит в стране, в мире.