Preview / Арт
Назад в будущее
В Лондоне открывается крупнейшая ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых, которые не собираются отправляться на покой.
Игорь Цуканов
Лондонский коллекционер. Председатель Tsukanov Family Foundation, который дает стипендии Eton и Yale School of Art, спонсирует Лондонский филармонический оркестр, пополняет собрания музеев и финансирует большие выставки.
«В будущее возьмут не всех» — на выставке с таким названием Tate Modern покажет более ста работ: живопись, графику, альбомы, модели, инсталляции, охватывающие творчество Кабакова от московского андеграунда до международного мейнстрима.
Масштаб художника Кабакова познается в сравнении. По гамбургскому счету он стоит в ряду тех, кто застолбил место России в мировой культуре ХХ века: Кандинского и Малевича, Стравинского, Шостаковича и Рахманинова, Пастернака, Бродского, Набокова и Солженицына. История легендарной карьеры Ильи началась в семидесятых, когда вокруг него стал собираться круг единомышленников, чьи искания арт-критик Борис Гройс позже назвал «московским концептуализмом». В мастерской Кабакова на Сретенском бульваре, 6, концептуалисты собирались на просмотр новых работ, делились идеями, выпивали и снова долго говорили. Сретенская студия стала культовым местом, а Илья — безусловным лидером и главным интеллектуалом неофициальной арт-Москвы.
Отъезд Кабакова в Нью-Йорк в конце восьмидесятых перевел его творчество из «городского» в «планетарное» измерение. На Западе интерес к новой России и личности художника, который воспринимался как главный выразитель загадочных советских смыслов, открыл новые возможности — Кабаков перешел к масштабным, тотальным