Первое, второе и компорта
Бывший светский хроникер «Татлера» Мария Лимонова с болью сдает имена и адреса очень модного, но все еще тайного поселения джет-сеттеров в Португалии
Этот секрет мы вам должны были раскрыть как минимум два года назад. Но каждый раз, когда на редколлегии звучало предложение «А давайте уже про Португалию?», я из эгоистических соображений умоляла этого не делать. В Португалии так хорошо, что рассказывать о ней хочется самым близким, предварительно взяв с них подписку о неразглашении геотегов. И так уже в Лиссабоне «Конде Наст» проводит Luxury Conference, а Майкл Фассбендер с Алисией Викандер покупают недвижимость с лепниной и плиточкой азулежу. В списке любимых городов джетсеттера Михаила Друяна Порту идет сразу за Нью-Йорком. На побережье Алгарве, в Оляо, завел себе дачу режиссер Михаил Идов. И только дизайнер Андрей Артёмов в Португалию ездит по работе — местные мастерицы шьют ему платья Walk of Shame.
Сильнее всего я не хотела рассказывать, что всего в часе езды на юг от Лиссабона есть чудное место Компорта, где на собственных террасах у Атлантического океана пьют под соснами винью-верде дизайнер Филипп Старк и крестная Шарлотты Казираги графиня Альбина дю Буарувре. В конце прошлого лета по кромке воды на радость инстаграму (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) скакала верхом Мадонна, а крошки-близнецы Эстер и Стелла смотрели на приемную маму с безопасного расстояния. Но планы нарушил Кристиан Лубутен, который несколько месяцев назад объявил, что в 2020‑м открывает там бутик-отель. А я-то надеялась накопить на домик в этой Компорте раньше, чем читатели «Татлера» приедут взвинчивать цены. Распрощавшись с мечтой, я открыла бутылку португальского розового и села писать.
Компорта — это не город, а примерно сто двадцать квадратных километров земли в регионе Алентежу: между заповедником Эстуариу-ду‑Саду и полуостровом Троя на севере, Атлантическим океаном на западе, городком Грандола на востоке и городком Мелидеш на юге. Двенадцать из них занимает белоснежный Praia da Comporta — самый, наверное, длинный дикий пляж в Европе. А за ним — уникальная экосистема с песчаными дюнами, пиниями, пробковыми дубами и рисовыми полями. Последняя перепись населения была восемь лет назад. Тогда во всем округе постоянно проживали одна тысяча двести шестьдесят восемь человек. На каждую душу населения до сих пор приходится по несколько розовых фламинго, серых цапель, белых аистов и дельфинов в устье реки Саду. В дюнах прячется десяток деревень и деревушек, включая условно центральную, которая тоже называется Компорта (по-португальски это значит «шлюз», и не исключено, что в другое измерение).
На первый взгляд, деревня Компорта похожа на любую другую в Португалии. Две улицы, три двора. Кафе с красными зонтиками, промоутирующими пиво Sagres. Жители — скромные фермеры, их рис продается под маркой Arroz Ceifeira. Но если завернуть, например, в магазин Gomes совершенно непримечательной наружности, то вдруг оказываешься в самом дорогом продуктовом страны. Его тут называют «мини-Harrods». Там наряду со стандартным набором из соленой трески бакаляу, сладко-соленым творогом и стеной нарядных баночек сардин продаются русская икра, французское фуа-гра и гималайская соль. За углом, на террасе бара Colmo, в пыльных «биркенштоках» пьют смузи Харрисон Форд с женой Калистой Флокхарт, но никто не снимает их в сторис. В Компорте, по-моему, вообще не ловятся сторис.
Чтобы потом не отвлекаться на безудержный неймдроппинг, сразу приведу малую часть списка людей, которые регулярно приезжают сюда на каникулы: Мария Шарапова, бывшая жена принца Эрнста Августа V Шанталь Хочули, Сидни Толедано с женой Катей, Александр де Бетак с женой Софией. А вот избранное из реестра владельцев недвижимости: муза Эмануэля Унгаро Бетти Лагардер, амбассадор Schiaparelli Фарида Хелфа, принц Луи-Альбер де Брольи с женой Франсуазой, художник Ансельм Кифер.
Компорта — направление для тех, кто сознательно хочет сбиться с курса. Когда первый раз едешь по безымянной дороге между пиний, кажется, что здесь вообще никто не живет. Если, как Мадонна, проскакать по дикому пляжу на лошади, есть большой шанс никого не встретить, даже в августе. В дюнах прячутся те, кому надоело все время быть очень богатым и очень знаменитым, — они хотят просто спокойно отдохнуть. Там не бывает шумных вечеринок, нет ночных клубов и забитой люксом шопинг-улицы. Там обувщик Лубутен в желтых вьетнамках Havaianas ходит по вечерам играть в карты к давней подруге, графине Ноэми Мароне Чинзано.
В отличие от соседнего Кашкайша, где король Луиш I еще в 1870‑е устроил себе пляжную резиденцию и привлек поток желающих красиво отдохнуть, Компорта как каникулярная локация сложилась недавно. Когда Португалия была великой колониальной империей, на побережье селили привезенных из Африки рабов. В тридцатые годы XVIII века там насадили рис, в сороковые прошлого века премьер Салазар ссылал туда неугодных его диктаторскому режиму.