Я не боюсь сказать
Телеведущая Сати Спивакова написала книгу почти обо всем, что думает о половине мастеров российской и зарубежной культуры. А о высоком смысле своей собственной жизни рассказала Ксении Соловьёвой.
Новая книга Сати Спиваковой называется «Нескучная классика. Еще не всё». Тут надо пояснить игру слов: первая книга, которую Сати написала в 2002 году, была многообещающе озаглавлена «Не всё».
— Теперь меня спрашивают: «А когда же вы «Всё» напишете? Когда будет «Всё»?» — смеется Сати сквозь зум.
Это первый зум в ее жизни, но держится она так, будто это тысячный эфир ее программы на телеканале «Культура». Сати догуливает отпуск в своем доме в Гримо и еле успела на разговор со мной после обеда с Мишей Друяном в отеле Cheval Blanc в cоседнем Сен-Тропе (не знаю ни одного человека, который, пообедав с Мишей даже и в Москве, куда-нибудь пришел вовремя — ну то есть до Сати не знала, а теперь знаю). В кадр то и дело попадает муж, маэстро Владимир Теодорович Спиваков, неожиданно ставший ньюсмейкером этого неспокойного лета благодаря открытому письму Александру Лукашенко. На народном артисте СССР плавательные шорты — я не могу не заметить (и не отметить тут), что безупречный торс профессионального боксера-скрипача за время карантина ни капельки не изменился.
— Я вообще хотела написать «Не всё» с хештегом, — продолжает тем временем Сати. — Но моя редактор Елена Шубина, она такая женщина консервативная, хотя в общем-то хулиганка, сказала: «Ты знаешь, феномен хештегов пройдет, а книжка останется».
Эта книга — сборник лучших ее интервью, в основном для программы «Нескучная классика», которой в марте исполнилось десять лет. К каждой беседе Спивакова написала отдельное предисловие — с героями ее часто связывает долгая история отношений. А еще есть вступление и послесловие, неожиданно острые для издания об академических музыкантах, оперных певцах, серьезных кинорежиссерах — всех классиков, чьими современниками мы имеем честь быть. Ну так Сати тоже в известной степени хулиганка.
В 2000 году на фестивале во французском городе Кольмар, которым художественно руководит ее супруг, Сати давала телеинтервью. И режиссер неожиданно сказал: «А давайте я не буду брать вас в общую передачу. Сделаем с вами цикл бесед для «Культуры». Сняли девять выпусков: Кисин, Ростропович, Менухин… После чего в жизни Спиваковой возник Константин Львович Эрнст с предложением вести программу «Сати» на «Первом». Спивакова делала ее вплоть до 2004 года. Потом был «Камертон» на «Культуре» — получасовые, один на один, разговоры с музыкантами. Сати, дочь музыкантов и жена музыканта, знала этот мир от первой до последней ноты, но в жанре «встреча с интересным человеком» ей было тесно. И она придумала «Нескучную классику» — мини-ток-шоу, «введение во вкус», деликатный ликбез для тех, кто не очень хорошо знает музыку, отличную от репертуара Федука с Лободой. В студии никогда нет статистов, слушающих Баха за гонорар, — только лучшие студенты Гнесинки и консерватории. А также люди, которым правда интересно знать, что думают о жизни Диана Вишнёва или Соломон Волков.
В первую программу к ней пришла сразу Майя Михайловна Плисецкая. «Конечно, Сатенька, я буду, — ответила она на приглашение. — Я ведь понимаю, что если начнешь с меня, у программы будет успех». Мудрая была женщина.
Интересно, что всю свою сознательную биографию Спивакова старалась не ассоциироваться с классической музыкой. Сначала из-за папы, большого скрипача, основателя первого Камерного ансамбля в Армянской ССР, профессора Ереванской консерватории. Потом — из-за мужа.
— Я вообще мало чего о себе читаю, но несколько лет назад мне попалась на глаза статья этой зубоскалки Татьяны Москвиной, — говорит Сати. — Она до сих пор висит в интернете, называется «Баба в телевизоре». И там написано, что вот у нас новый тренд: жены ведут программы, а им бы на кухне сидеть. Сначала автор прошлась по Даше Златопольской (ведущей программы «Белая студия» на том же канале «Культура». — Прим. «Татлера»), а потом и по мне, совершенно меня не зная. «Понятное дело, что раз муж — Спиваков, то жене сам Бог велел». А ведь на самом деле я всегда боялась стереотипа быть «просто женой». Было желание доказать собственную состоятельность. И я изо всех сил старалась, чтобы ни у кого не возникало ощущения, что я это делаю только потому, что есть Володя. Тем более что он не имел к этому отношения и за меня не просил никогда. Другое дело, что сейчас, уже закончив книгу, заново пережив эти встречи, я поняла, какое же счастье, что в моей жизни есть музыка. Потому что это океан, в который можно погружаться без конца: сегодня такую рыбу видел, завтра — такой коралл. И вроде знаешь все законы жанра, а все равно постоянно открываешь что-то новое.