Площадь эволюции
В ноябре музей современного искусства «Гараж» объявит о начале долгожданной реконструкции исторического павильона «Шестигранник» в Парке Горького. Ксения Соловьева радуется вместе с мотором этого эпохального предприятия Дашей Жуковой.
Даша Жукова приезжает в Москву в ранге кормящей матери, живущей строго по часам. Так что мы встречаемся на ее территории — на веранде симпатичного сруба глубоко за городом. Где именно, Даша со своей мягкой обволакивающей улыбкой просит не описывать: «Это наш семейный дом». На ней длинный бежевый сарафан Reformation, вязаный кардиган David Koma и рыжие замшевые казаки Ralph Lauren. Волосы заплетены в небрежную косу. Вы, конечно, ждете фразы «на Жуковой нет макияжа, но выглядит она умопомрачительно», которая есть примерно в каждом первом тексте о Жуковой, и в моих прежних тоже. Так вот я вас снова не разочарую. Она действительно румяна и свежа. «Материнство в сорок отличается от материнства в двадцать девять, — умиротворенно говорит Даша. — Приоритеты выстроены более правильно. Жизнь словно замедляется в пользу семьи».
Семья — муж Ставрос и их сын Филипп — прячется сейчас в недрах сруба. На следующий день близким друзьям повезет чуть больше — здесь же, на этой самой веранде шеф Владимир Мухин приготовит для них русский ужин по случаю знакомства Ниархоса с Россией. Карпаччо из помидоров с лепестками пионов, говяжьи ребра с лисичками, настоянная на травах и цветах с приусадебного участка комбуча, она же на диалекте коренного населения Среднерусской возвышенности «чайный гриб». Однако весь этот локальный шик останется за кадром даже в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) приглашенной на ужин Ксении Собчак — Жукова умеет сделать так, что окружающие моментально забывают о селфи.
Живет Даша в Нью-Йорке, в Москву наезжает. В очередной раз прибудет в конце осени — 22 ноября ее музей современного искусства «Гараж» должен наконец объявить о начале реконструкции павильона «Шестигранник» Ивана Жолтовского в Парке Горького и о том, кому будет доверена амбициозная стройка.
Сейчас уже не все помнят, но предполагалось, что в 2012‑м «Гараж» из конструктивистского Бахметьевского гаража на улице Образцова переедет именно в «Шестигранник», напоминающий шестеренку или цветок с шестью лепестками. У бывшего павильона «Механизация», как и у многих других зданий, построенных к первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года, трудная судьба. Здесь работали главная парковая столовая, цех по производству лимонада и даже дискотека. Несколько раз павильон горел. К началу две тысячи десятых годов он стал так плох, что ремонт пришлось отложить на долгие десять лет.
Переехав в Парк культуры, «Гараж» сначала квартировал во временном здании японского архитектора Сигеру Бана, а затем укоренился в еще одном общепите — реконструированном Рэмом Колхасом ресторане «Времена года». Ходили слухи, что «Шестигранником» тоже займется великий голландец. Но он за это время успел взяться ремонтировать Новую Третьяковку. «Дело не только в том, что здание было в плохом состоянии, — рассказывает Даша. — Мы долго для самих себя формулировали, чего хотим. «Гараж» как институция постоянно развивается, и какие-то потребности возникают уже по пути. Появляется понимание функционала даже не отдельного здания, а единой экосистемы. Такая поэтапная стратегия позволяет расти вместе с нами и зрителю, и команде. Например, когда мы начинали, все выставки были привозные — мы прикладывали много усилий, чтобы ввести в Россию большие имена. Сейчас все больше выставок мы делаем сами или в коллаборации, это результат нашей глубокой исследовательской работы. А в следующем году уже наши экспозиции будут ездить по России и миру. Антон Белов (директор «Гаража». — Прим. Vogue) говорит, что мы — как космическая ракета, которая в своем полете все время что-то отбрасывает и пересобирается».