«Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц
Дорогу, миграционные документы и проживание оплачивали работодатели, а кавер-группа выступала каждый день.
В 2011 году музыкант Олег Шабалин открыл в Кирове музыкальную школу. Из преподавателей и учеников он собрал группу и выступал с ней на концертах и корпоративах.
В 2019 году коллектив захотел разнообразия и поехал по контракту в Китай выступать с каверами известных песен. За год они поработали в клубе и парке аттракционов и получали по $1000-$1500 в месяц.
Лидер группы рассказал, как найти контракт, зачем нужны агенты и с какими трудностями можно столкнуться.
Как попасть в Китай по контракту
Я с 14 лет играл на концертах и брал уроки у музыкантов из России и стран СНГ. Никогда особо не верил в классическое музыкальное образование, поэтому в 2011 году открыл в родном Кирове школу Practice Method.
Мы обучали учеников игре на инструментах и вокалу. Из преподавателей и учеников я собрал группу. В составе была вокалистка, пианистка, бас-гитарист, барабанщик, а сам я играл на гитаре и пел.
Пять-шесть лет мы работали в Кирове и соседних городах: выступали на корпоративах, концертах и мероприятиях. Мы с барабанщиком параллельно преподавали в школе, у остальных ребят тоже была вторая работа.
В конце 2018 года мне стало скучно. Я захотел двигаться дальше и получить какой-то новый опыт. В это время я познакомился с музыкантами, которые три года работали в Китае по контракту и консультировали многих по этому вопросу.
Они рассказали, где найти контракт, какие нужны документы, что должно быть в портфолио и репертуаре. Ещё ребята поделились контактами агентов, которые помогают музыкантам уехать в Китай. В качестве благодарности я заплатил им символическую сумму и начал искать контракт.
Мы с группой договорились лететь полным составом и начали репетировать. Специально для поездки мы сняли промо-материал: записали на видео несколько песен в музыкальном баре без зрителей.
Параллельно я общался с агентами из Китая: большинство из них говорили, что пять человек — слишком много. Мне предлагали убрать бас-гитариста — по их мнению, он был не нужен. Но я на это не пошёл.
Одному менеджеру клуба очень понравилось наше промо, и он захотел привезти нас именно в таком составе. Мы общались в WeChat и подписали контракт буквально через пару дней, несмотря на то, что заказчик очень плохо говорил по-английски.
Потом менеджер нанял агентство с лицензией на привоз зарубежных артистов. Агенты решали все вопросы с документами: оформили визы и разрешение на работу в министерстве культуры Китая. Их услуги оплачивал заказчик.
Мы только обратились в визовое агентство в Кирове, которое отправило наши документы китайскому посольству в Москве. Примерно через месяц получили рабочую визу на полгода, и полетели на первый контракт в Китай в январе 2019 года.
Требования к группе
Внешний вид
Оптимальный состав — три музыканта и обязательно девушка-певица. Коллектив в большинстве случаев выбирают по вокалистке.
Чтобы издалека было видно, что на сцене работают иностранцы, она должна быть высокой и желательно блондинкой. К внешности парней меньше требований. Могут не взять бородатых, если растительность выглядит неопрятно.Видел в чате для поиска контрактов промо группы бородачей, которые полгода не могли найти контракт.
В России компания считается преуспевающей, если в ней работает, например, американец. В Китае тот же принцип: европейцы для азиатов выглядят привлекательно, потому что сильно от них отличаются.
Агентам важно, есть ли у коллектива опыт работы за рубежом, как они держатся на сцене, как подобраны костюмы. В Азии шоу имеет гораздо большее значение, чем в России.
Я как-то спросил у нашего агента-итальянца, почему он решил с нами поработать. Он сказал: «Я могу определить, хороший коллектив или нет, даже если у видео выключить звук». Мы стали спорить, но в процессе я понял, что он прав. Без звука можно заметить, как музыканты чувствуют себя на сцене. Неуверенность сразу бросается в глаза — это видно по движениям.
Я указывал в портфолио, что мы принимали участие в опен-эйрах, работали с известной российской певицей как сессионные музыканты. Но агенты просто смотрят видео, если этого недостаточно, включают лайв с репетиции или концерта.
Их основная задача — понять, понравится людям группа или нет. Чтобы группа понравилась китайцам, музыканты должны быть активными и искренними на сцене, а для этого нужен достаточно большой опыт.
Репертуар
У коллектива должен быть большой разножанровый репертуар на английском и китайском языках. Мы исполняли каверы известных песен: 80% нашего репертуара было на английском и ещё мы выучили несколько китайских треков.
Чтобы петь на языке, который вообще не знаешь, надо расписывать китайские слова русскими буквами. Для вокалиста это обыденное умение. Китайский язык достаточно шипящий, надо привыкать к этой фонетике.
На первом контракте с нами работала китаянка, которая хорошо говорила по-английски и помогла нам скорректировать произношение, а на втором вместе с нами расписывали фонетику переводчики с китайского на русский. Ещё мы выучили приветствие на китайском и кричалки, чтобы раскачивать зал.
В китайских клубах крутят одну и ту же музыку, поэтому мы подстраивались под их программу. Сет-лист зависит от площадки: в клубе мы исполняли более танцевальные треки, а на втором контракте играли рок на открытой сцене.
Какие бывают контракты и сколько можно заработать
По приезде в Сюйчжоу мы за счёт работодателя прошли медкомиссию — это обязательное условие для начала работы в Китае. Наше проживание в в мини-отеле и питание тоже оплачивало руководство клуба.