Право не быть роботом. Что вы знаете о робоэтике
Практически в любой дискуссии о совместной жизни людей и роботов всплывают «законы робототехники», предложенные фантастом Айзеком Азимовым в его рассказах, опубликованных в 40-е годы прошлого века.
Наверняка вы эти законы слышали: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред» – ну и дальше, про обязанность подчиняться человеку и обеспечивать собственную безопасность, если это не противоречит предыдущему закону. Впоследствии были придуманы разные дополнения, в том числе и самим Азимовым, который в своей фантастике продолжал ставить роботов в сложные ситуации – и смотреть, как работают его законы. В одном из поздних текстов у него даже появился очень сомнительный, но понятный любому политику «нулевой закон робототехники», который обязывал робота не допускать вреда человечеству – подразумевая, что робот всё-таки может наносить вред отдельным людям, если это делается «ради всего человечества».
Есть, однако, более сильное допущение у Азимова, которое не замечают во многих дискуссиях о «законах робототехники». Дело в том, что обязанности обычно предполагают и права. Роботы-андроиды в рассказах Азимова вели себя так, словно они по умолчанию уже получили право на самостоятельную деятельность в самых разных сферах, включая сферу человеческой жизни. А это, если задуматься, довольно опасная идея.
Между тем, предложения дать роботам «некоторые права» озвучиваются уже на серьёзном уровне. Конечно, можно не считать серьёзным футуролога Яна Пирсона из British Telecom, который двадцать лет назад обещал, что роботы получат гражданские права уже в 2020 году. С одной стороны, прогноз этот вроде бы не сбылся. Но с другой, в 2017 году Европарламент опубликовал текст законопроекта о правилах робоэтики – и там действительно говорится о возможности создания «особого правового статуса для роботов, чтобы самые продвинутые автономные роботы могли иметь статус электронной личности с особыми правами и обязанностями».