Свой пошив: зачем в Иваново повезли шоп-туры
Благодаря тысячам швейных цехов, выросших вокруг старых ткацких фабрик, Иваново стал всероссийским текстильным хабом. В области сейчас производится 78% отечественного постельного белья, более 80% хлопчатобумажных тканей и 93% марли. Сотни предприятий здесь шьют женскую, мужскую и детскую одежду под собственными брендами и на заказ, с 2018 года в Иванове проводят ежегодный фестиваль дизайнеров «МОДА 4.0 — EVOLUTION». Как работает главный пошивочный цех страны — в репортаже Forbes.
«Бывает, люди на меня смотрят — лицо знакомое, даже здороваются иногда. Но где встречали, не вспомнят, — рассказывает Нина Рыбакова. — А видели они меня, скорее всего, на Wildberries, Ozon или рекламном баннере в торговом центре».Тысячи моделей модного трикотажа, от туник и пижам до футболок и брюк самых разных производителей, на маркетплейсах продемонстрированы именно ею. Нина — фотомодель. Снимается только в родном городе, рекламируя, за редким исключением, местных ивановских производителей. Об этом вряд ли знают те, кто кликает на ее фото, покупая в интернет-магазине вещь под брендом на латинице. Равно как и то, что заметная доля продаваемого сегодня в России домашнего текстиля и трикотажа отшивается в Ивановской области. По словам губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского, в 2022 году предприятия региона продали на маркетплейсах продукции ивановского легпрома на 50 млрд рублей. По данным Росстата, производство текстильных изделий в Ивановской области за 2022 год выросло на 26% (до 107 млрд рублей), одежды — на 24% (до 28,7 млрд рублей).
Пролетарская столица
Текстильные мануфактуры были в Ивановской области с царских времен. В местном музее представлена широкая коллекция старинных ситцев. Но такие же фабрики работали и в других губерниях. Зато в Иванове, тогда еще Иваново-Вознесенске, во время революции 1905 года появился первый в России совет рабочих депутатов. А потому именно Иваново, а не Кострому или Ярославль, советская власть в 1929 году решила превратить в центр текстильной промышленности: сделать «третьей пролетарской столицей» после Москвы и Ленинграда.
По всей области построили прядильные и ткацкие предприятия, обеспечивающие полный цикл производства. Из республик Средней Азии сюда везли хлопок сырец, из Смоленской или Тверской областей — лен, с Кавказа — шерсть. На прядильной фабрике получали пряжу (нить). Из нее ткачи делали суровую ткань (суровье). На следующем этапе занимались отбеливанием, потом покраской или нанесением рисунков. Из Иванова готовые ткани отправлялись на швейные предприятия по всему СССР.
В 1930-е «ткачихи Иванова» стали таким же советским образом как «шахтеры Донбасса». А благодаря огромному притоку работниц на текстильные комбинаты Иваново стали называть «городом невест». Считается, дабы выровнять гендерный баланс, в 1950-х в Иванове построили завод автомобильных кранов. Однако, на общем имидже это не отразилось.
В целом легкой промышленности в СССР отводилась роль этакой девочки для битья. Сфера не оборонная, не секретная. Сатирикам разрешалось свободно высмеивать «совпошив». А в 1990-х ирония сменилась откровенным пренебрежением. На слуху были приватизационные битвы за металлургические, нефтяные, даже сельскохозяйственные активы. Торговые сети или дистрибьюторы мультинациональных брендов осуществляли экспансию в Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. А про Иваново забыли, да и сегодня не особо вспоминают. «Нас даже в прогнозе погоды на федеральных телеканалах не упоминают, — смеются местные. — И электрички сюда не ходят. Вы из Москвы на «Ласточке» приехали? Наверное, не обратили внимание, что на большой остановке во Владимире электровоз поменяли на тепловоз — дальнейший участок до Иванова не электрифицирован».
А между тем, это уже совсем не то Иваново. Хотя сегодня его снова можно назвать «городом невест». Только это уже другие невесты.
«С двух швейных машинок»
Вывески с названиями предприятий-арендаторов на кирпичных корпусах бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Балашова обязательно дополнены огромными баннерами «Требуются швеи. Высокие заработки». Над входом в компанию «Текст-Плюс» швей приглашают бегущей строкой на светящемся электронном табло. Как рассказала основательница компании Надежда Завьялова, в «Текс-Плюс» работают около 180 человек. Они ежедневно в одну смену выпускают порядка 1000 комплектов постельного белья, 400 одеял, 500 подушек и 2000 единиц трикотажных изделий. Разработкой одежды занимаются прямо здесь — ежемесячно выводят десятки новых моделей.