«Сама виновата»: что такое виктимблейминг и как он способствует распространению насилия
Как часто вы слышите, что пострадавшие от насилия сами спровоцировали агрессора? «Не нужно было так разговаривать / открыто одеваться / идти ночью по темной подворотне». Чтобы узнать, насколько справедливы такие замечания, мы поговорили с экспертами фонда «Насилию.нет» (признан иноагентом).
На самом деле вина пострадавших в насилии — это миф, ведь только агрессор решает, применять ли насилие. Даже если человек действительно повел себя резко и неуважительно, в конечном итоге решение ударить/изнасиловать/наорать остается за тем, на кого было направлено «провокационное» поведение.
Более того, часто то, что агрессоры называют провокацией, на самом деле ей не является. Например, многие пострадавшие от домашнего насилия рассказывают, что их партнер часто находит совершенно противоречивые поводы, чтобы оскорбить или избить их. Допустим, в один день мужа раздражает излишняя разговорчивость жены, а в другой — то, что она слишком много молчит. Это реальный случай, который часто встречается в нашей практике.
Мы говорим в основном о женщинах, потому что, как правило, от домашнего насилия страдают именно они. По статистике ВОЗ, во всем мире 27% девушек и женщин в возрасте от 15 до 49 лет сообщают о том, что подвергались физическому и/или сексуализированному насилию со стороны интимного партнера. При этом исследование помогающей мужчинам организации ManKind Initiative показало, что в течение жизни от домашнего насилия страдает один из шести-семи мужчин.
Иллюзия справедливого мира
Феномен «веры в справедливый мир» хорошо объясняет, почему пострадавших часто обвиняют в совершенном над ними насилии. Такие обвинения называются «виктимблейминг» — от англ. victim («жертва») и blaming («обвинение»).
Дело в том, что людям комфортно думать, что мир функционирует по определенным правилам и всегда справедлив. Если ты ведешь себя хорошо, то с тобой не случится ничего плохого. Оделась скромно — никто не изнасилует. Не грубишь — не услышишь хамства в свой адрес. Хорошо выглядишь, готовишь и содержишь дом в чистоте — будешь наслаждаться идеальным браком без претензий и скандалов.
Проблема в том, что это не так. Достаточно посмотреть фотографии одежды, в которой девушки подвергались изнасилованию, на сайте выставки «What Were You Wearing?», чтобы понять, что футболка и спортивные штаны не защищают от изнасилования. Любое насилие — это про желание контроля и доминирования, а не про влечение, заботу и любовь.
PR-менеджер фонда «Насилию.нет» (признан иноагентом) Юлия Арнаутова поясняет: «Признать, что с любым человеком в любой момент может произойти все что угодно и что это не поддается никакой логике, трудно и страшно. Поэтому в ход идут любые установки обвинения других и себя. Ударил или наорал муж — сама виновата, не надо было так готовить суп / гладить рубашку / отвечать на сообщение».