Школы в России и за рубежом
Чему и зачем в них учиться?
В чем отличие подходов к обучению в российских и зарубежных школах? Почему, например, выпускники частных британских школ часто добиваются жизненного успеха, становятся политиками, обладателями Нобелевской премии и «Оскаров»? Редакция журнала «Позитивные изменения» попробовала разобраться в причинах популярности среднего зарубежного образования у наших соотечественников и выяснить, чего не хватает российским школам и есть ли сильные стороны у отечественного образования.
Почему многие хотят учиться за рубежом
Школы Великобритании, США и Канады вызывают интерес у родителей во всем мире. Успешность учеников этих школ можно оценить по тому, сколько из них поступили в зарубежные университеты, такие как Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический университет и другие известные высшие учебные заведения Великобритании и Северной Америки. Еще один способ оценить уровень подготовки учащихся зарубежных школ — посмотреть, какие в будущем они занимают посты.
Основатель и директор Chelsea Education Карина Шарин в своей книге «Как дать ребенку британское образование, при этом не разориться и сохранить себе нервы» пишет о том, что «настоящее английское образование — это лучшее, что вы можете дать своему ребенку, за исключением любви». По ее словам, ребенок вырастет уверенным в себе, со своим собственным мнением, которое он научится выражать и отстаивать. У него появятся друзья во всем мире, а говорить он будет на чистом английском, который уже никогда не забудет. Обладая «мягкими навыками», он будет легко строить карьеру.
В чем же причина? Как говорят эксперты в сфере международного образования, учебные программы российских и зарубежных школ имеют ряд отличий в подходе к обучению, к самим детям, организации школьного пространства.
Например, если в России школьники изучают большое количество предметов без возможности их выбирать (альтернатива появляется только в старших профильных классах), то в Великобритании предметная специализация у учеников начинается раньше. Чем старше становится ребенок, тем более узконаправленной будет его программа обучения. По факту, британские школьники к нашему 9 классу уже заканчивают общеобразовательный стандарт и в старшей школе получают образование, которое дает им преимущество при поступлении в университет, т.к. необходимую базу для поступления дает профильное образование в старших классах.
Образовательные программы США и Канады во многом похожи на российскую систему образования. В американских школах есть собственные выпускные экзамены — тесты SAT и ACT, а в России — ЕГЭ. Кроме того, как и у нас, там есть большой пул обязательных дисциплин, которые ученик должен освоить в течение всех школьных лет. Некоторые предметы изучаются вплоть до окончания школы. Однако, чем старше становится ребенок, тем больше у него возможностей выбирать те предметы, которые ему нравятся или нужны для дальнейшего обучения.
В России школа — это, в первую очередь, база знаний, которая важна для поступления в вуз. В зарубежных школах, наряду с академическими знаниями, очень много внимания уделяется развитию soft skills. Прежде всего, навыкам лидерства, причем необязательно как у предпринимателя, скорее, речь идет об организации командной работы.
В последние пару лет, по словам экспертов в сфере международного образования, американские школы ставят себе более амбициозные задачи: они хотят растить проактивных лидеров, которые будут делать свой вклад в лучшее будущее, приносить пользу всему миру.
Из других навыков soft skills, которым обучают школьников за рубежом, — эмоциональный интеллект и тайм-менеджмент. Расписание в зарубежных школах довольно жесткое, необходимо самостоятельно все планировать и нести ответственность за результат. В дальнейшем это помогает при поступлении в университет и, естественно, в профессиональной деятельности.
Зарубежное образование — практико-ориентированное. Там часто используется наглядный метод изучения каких-то явлений, например, электромагнитных волн в физике. Это позволяет учащимся, во-первых, лучше запомнить материал, во-вторых, получить практическое представление о том, что это такое, зачем и как может понадобиться в жизни.
«Я была на многих занятиях такого рода, и, действительно, все учащиеся, как один, сравнивают обучение за рубежом с обучением в своих родных школах. Это не только школьники из России, но и из Китая, Аргентины. Они все говорят, что такое обучение им нравится больше и вызывает большую мотивацию. Естественно, детям, которые хотят получить новые знания, преподавать легче. И, конечно, зарубежные школы стараются всегда найти какие-то точки соприкосновения, которые помогут учащимся лучше понять материал и усвоить программу», — говорит Наталья Кравец, руководитель направления «Среднее образование за рубежом» компании ITEC.
Таким образом, программы обучения за рубежом построены так, что вызывают желание учиться. В центре обучения стоит ребенок, его желания, интересы, мотивация. Никто никого не заставляет учиться и ходить на дополнительные уроки, зубрить. Преподаватели и тьюторы помогают ученикам, поддерживают их и мотивируют, к ним всегда можно прийти за советом и рекомендациями.
«Иногда даже просто пообщавшись с преподавателем, ребенок услышит от него, что все нормально и хорошо, нужно просто учиться дальше. Ребенок успокаивается, перестает нервничать, и через какое-то время у него все начинает получаться», — говорит Наталья Кравец.
Как менялась школа за рубежом
Если брать отрезок последние 5-10 лет, то для сферы образования это достаточно маленький период, однако, показательный. Пандемия, цифровизация, появление новых предметов, развитие инклюзии, глобализация — все это не могло не отразиться на работе школ.
Из значимых изменений — это образовательная модель STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Это специализированная междисциплинарная подготовка по биологии, физике, химии, инженерии и математике в контексте решения реальных технологических задач. Например, на основе STEM работает робототехника и ракетостроение. Таким образом, чтобы построить ракету-носитель Starship, как Илон Маск, необязательно одному человеку обладать большим набором знаний. Работу можно вести в команде.
Обучение по программам STEM в американских школах началось около 10 лет назад. В России о STEM-образовании заговорили в последние три года, когда стали появляться статьи на эту тему в деловых изданиях. А в это же время за рубежом пошла новая волна развития этого направления: в аббревиатуру STEM добавилась буква А, обозначающая Arts (искусство). Получилась новая концепция — STEAM.
«Мне кажется, это очень важное добавление, потому что Arts подразумевает креативность и какие-то новые идеи, все, что пока не может заменить машина и искусственный интеллект. Это направление еще в начале своего пути, но оно становится все популярнее. Я думаю, у него большое будущее. Возможно, скоро мы будем оценивать технологичные продукты с точки зрения того, какое творческое начало в них заложено. Креативные технологии, например, используются, в т.ч. в производстве смартфонов», — говорит Наталья Кравец.
В Москве и Санкт-Петербурге появились школы, работающие по принципу английского пансиона, а значит, у родителей появился выбор: отправлять ребенка за рубеж или обучать его в России по британской системе в частных школах.
«Конечно, когда мы общаемся с родителями, мы всегда проговариваем этот момент, что британская школа в любой другой стране, кроме Великобритании, — это все-таки школа с учетом менталитета и языка страны, где она находится», — говорит Татьяна Глицан, ведущий специалист по британским пансионам компании IQ Consultancy.
Как выбирают зарубежную школу
Стоимость обучения едва ли не самый последний критерий, который рассматривают родители, выбирая, куда поедет учиться их ребенок. В первую очередь российские семьи ориентируются на будущие результаты, которые может дать школа. Как уже упоминалось выше, это возможность поступить в топовый университет.
Второй аспект — это содержание того, чем будет заниматься в школе ребенок. Например, кому-то важна сильная академическая составляющая, чтобы поступить на конкретную специальность.
Следующий аспект — это атмосфера в школе, насколько она доброжелательная, приятная. Важны и локация, и преподаватели, и даже комфортность проживания.
Некоторые компании-консультанты по международному образованию предлагают пройти специальную диагностику, которая покажет способности и таланты ребенка и поможет облегчить дальнейшее профессиональное самоопределение. Так, компания IQ Consultancy делает это совместно с Американской ассоциацией по трудоустройству.
«Ассоциация анализирует рынок труда всего мира и делает прогнозы на шесть-десять лет, какие профессии будут востребованы, какие качества, навыки необходимо развивать. Эта ассоциация работает совместно с Лигой плюща и с топовыми университетами, поэтому их тесты, как правило, очень помогают ребенку обрести почву под ногами (если предметы выбраны правильно) или увидеть, почему он плохо учится. Возможно потому, что он вообще не тем занимается, либо есть какие-то особенности в его обучении», — говорит Татьяна Глицан.
Школа как центр развития сообщества
Карина Шарин в своей книге «Как дать ребенку британское образование, при этом не разориться и сохранить себе нервы» приводит слова Майка Бьюкенена, исполнительного директора HMC (the Headmasters’ and Headmistresses’ Conference) — организации, которая объединяет около 350 лучших частных школ Великобритании и полсотни международных, о том, на что важно обращать внимание при выборе школы. Это отношения между преподавателями и учениками, эффективность руководства школы и связь школы с местной общественностью, в т.ч. с жителями и другими школами.
В школах происходит столько событий, что родители получают календарь мероприятий на семестр вперед, а на территории пансионов находится так много спортивных секций, залов, клубов и кружков, что не нужно никуда дополнительно возить ребенка.
Как добавляют эксперты, в британских школах очень развито вовлечение детей в работу местного сообщества. Например, ученики, которые преуспевают в физике, проводят открытые уроки для тех детей, кто не успевает по этому предмету в другой школе или в младших классах. Иногда более обеспеченные школы помогают с оснащением менее обеспеченным школам. Кроме того, очень развито волонтерство и благотворительность: проводятся благотворительные акции, забеги с целью собрать деньги и привлечь общественное внимание к какой-то социальной проблеме, например помощи пожилым.
«Родителей часто привлекают к жизни школы. Там часто берут интервью и у детей, и у родителей, потому что считают, что школа — это вторая семья. Родители участвуют в благотворительных мероприятиях, вечерах знакомств с другими семьями. Нетворкинг, который таким образом развивается, тоже для школ очень полезен. Родителей приглашают поделиться опытом работы, рассказать о своих взлетах, падениях, трудностях, переживаниях. Наши российские семьи очень пугаются таких вещей, и это очень непривычно для подавляющего большинства с кем-то делиться своей историей, делать это на публику. Очень немногие на это идут. Но, опять же, это очень интересно и полезно с точки зрения нетворкинга», — говорит Наталья Кравец.
В американских и канадских школах тоже достаточно сильные родительские комитеты, которые делают большие проекты.
«Как правило, родители вовлечены в жизнь школы, при этом школа дает очень детальные ответы на их вопросы и фидбэк по ребенку, классу, всему, что в школе происходит. Родители получают еженедельные новостные письма, приглашения в школу на какие-то мероприятия, будь то концерты, спортивные соревнования, просто встречи с директором или новостные собрания. Либо родители сами участвуют в каких-то театральных постановках», — говорит Татьяна Глицан.
В России пока что такая деятельность слабо развита, ее могут позволить себе только отдельные частные школы. Конечно же, в школах должен быть человек, который всем этим будет заниматься.
Чего не хватает российским школам
Британские школы сильны своими традициями: имеют многовековую историю, гордятся личными спортивными достижениями своих учеников, дают не только классические академические знания, но и прививают общечеловеческие ценности, а также нарабатывают навыки soft skills и развивают таланты. Именно культуры общения и собственных традиций пока что не хватает российским школам, отмечают эксперты.
«Школа — это все-таки общественный институт, в котором ребенок проводит много лет. В школьном возрасте очень важна роль наставника и окружения, ровесников, с которыми ребенок находится в постоянном контакте. В большинстве наших школ мы говорим именно про обучение и знания, а не про культуру и воспитание. Хотелось бы именно какого-то влияния со стороны школы на подростковые умы, которые только складываются и растут. Кем они будут в будущем, какие идеи они будут продвигать? Что хорошего они будут делать для себя и общества? Сейчас об этом много говорится в зарубежных школах — об этническом разнообразии, о том, что важно делать что-то хорошее для сообщества, неважно, кто в нем живет. У нас, к сожалению, это совсем не развито. И дети мало того, что ходят в школу без энтузиазма, в которой им дают просто знания, так еще и нет ничего, помимо школы, что бы их развивало, как личностей», — говорит Наталья Кравец.
Российским школам необходима большая вовлеченность и энтузиазм со стороны преподавателей, для того чтобы помочь ребенку не просто выучить теорию, а понять мир вокруг себя с точки зрения этого предмета.
«Это достаточно большая аналитическая работа, которая требует большого творческого потенциала преподавателя и его желания донести тему урока до каждого ребенка именно тем способом, который ему будет удобен. Не все дети одинаково воспринимают ту или иную информацию. В российских школах, как правило, из-за бумажной работы у учителей нет эмоциональных ресурсов рассказывать детям, как законы физики связаны с реальной жизнью, для чего вообще детям это нужно изучать, и где это можно наблюдать. И плюс, конечно, оснащение школ оставляет желать лучшего», — говорит Татьяна Глицан.
Чем хороши российские школы
Однако в российских школах не все так плохо. Наша сильная сторона — это естественные науки: физика, математика, инженерия. В Россию едут учиться школьники и студенты из стран СНГ, Азии, Ирана, Китая, чтобы в дальнейшем обучаться техническим специальностям. А российские школьники занимают первые места по математике, физике и информатике на международных олимпиадах.
Кроме того, в последнее время появились школы нового формата, т.е. школы, которые занимаются не только обучением, но имеют еще культурную составляющую. В основном они находятся в Москве и Санкт-Петербурге.
«Это частные школы в основном, которые доступны небольшому количеству людей. Но в них как раз есть комьюнити, которое они создают на базе школ среди учеников, преподавателей. Есть дух поддержки, мотивации, в школу хочется приходить. Частные школы могут себе позволить хорошее оснащение и наглядность материалов, могут пригласить хороших педагогов с большим желанием работать в школе, учить детей, видеть их горящие глаза. Потому что в зарубежной школе сложно представить человека, который пришел на урок, провел занятие и сделал отметку в классном журнале. Там у учителей подход благожелательный и мотивирующий. Естественно, у детей это встречает другую реакцию. В наших частных школах сейчас это тоже потихоньку внедряется. Это очень отрадно видеть», — говорит Наталья Кравец.
По мнению эксперта, школы будущего будут развиваться в направлении целостного развития ребенка, развития осознанности у детей и родителей.
Еще одна особенность нашего образования, которой нет за рубежом — это возможность участия в многочисленных олимпиадах, творческих сменах и лагерях, куда может подать заявку на обучение любой российский школьник. Например, каждый месяц в образовательном центре «Сириус» проходят интенсивные программы по направлениям: «Наука», «Искусство» и «Спорт» для детей от 10 до 17 лет из всех регионов России. Дети учатся у лучших педагогов, экспертов и тренеров, встречаются с лидерами российских компаний, известными учеными, артистами, спортсменами, писателями.
«В целом, у школьников сейчас есть дополнительные возможности, которых не было 15-20 лет назад. Благодаря высокой цифровизации любому доступны олимпиады. Ни в одной из стран, про которые я говорила, такого нет, чтобы ребенок мог из любого уголка поучаствовать в олимпиаде и соревноваться с кем угодно. Это, скорее, не про школу, а возможности, которые предоставляет государство. Но у школьников к этому есть доступ: регулярные рассылки, объявления о конкурсах и так далее. Даже если у тебя нет финансов или великих знаний, ты можешь попробовать себя», — говорит Наталья Кравец.
В российских школах есть достаточно большое количество учителей, которые умеют сплотить детей и дать им ощущение сообщества. Выпускники 11-х классов, как правило, часто отзываются с большой теплотой о годах обучения и преподавателях. Есть традиция встреч выпускников.
«Все-таки есть преподаватели, энтузиасты своего дела, которые горят своей работой. И, конечно же, много замотивированных детей, которые хотят учиться. Есть дети с уникальными способностями. Это все тоже заслуга в большей степени учителей. Оснащение школ, отношение преподавателей к детям меняется. Потому что они все-таки понимают, что ребенок есть ребенок, и учатся находить подход, учатся находить время для каждого ребенка, используют разные методы и опыт зарубежных школ. Просто это все пока не внедряется повсеместно. Но будем надеяться, что в школе будущего все будет по-другому», — заключает Татьяна Глицан.
Юлия Вяткина
Редактор журнала «Позитивные изменения»
Schools in Russia and Abroad
What to Learn, and Why
What is the difference between the approaches to learning in Russian and foreign schools? For example, why do graduates of British private schools often succeed in life, become politicians, Nobel Prize winners, and Oscar winners? The editorial board of the Positive Changes Journal tried to understand why secondary foreign education is so popular among our compatriots and find out what Russian schools lack and whether domestic education has any strengths in comparison.
Why many people want to study abroad
Traditionally, parents worldwide are interested in the schools of the United Kingdom, United States and Canada. The success of the students attending these schools can be measured by how many of them entered foreign universities, such as Oxford, Cambridge, Harvard, Stanford, MIT, and other famous higher educational institutions in Great Britain and North America. Another way to gauge the level of preparation of students in foreign schools is to see what positions they get to in the future.
Karina Sharin, the founder and director of Chelsea Education, writes in her book “How to Give Your Child a British Education without Going Broke and Losing Your Nerve” that “the real English education is the best gift you can give your child, other than love“. According to her, this will make a child grow up a confident person, capable of forming, expressing and defending his/ her own opinion. He/she will have friends all over the world, and he/she will speak pure English, which he/she will never forget. Having “soft skills” will make it easy for him/her to build a career.
What is the reason? As experts in international education say, the curricula of Russian and foreign schools differ greatly in their approach to teaching, to the children themselves, and to the organization of the school space.
For example, schoolchildren in Russia study a large number of subjects without any choice (any options only appearing in the senior specialized classes), while in Great Britain subject specialization begins much earlier. The older the child gets, the more narrowly focused the curriculum will be. In fact, by the time our schoolchildren reach the 9th grade, their peers in Britain have already completed the general education curriculum, and the high school education, with its specialized curriculum, gives them advantage when entering the University.
The U.S. and Canadian educational programs are much like the Russian educational system. American schools have their own final exams — the SAT and ACT, while Russia has the Unified State Exam, or USE. In addition, just like in Russia, there is a large pool of compulsory subjects there, which a student must master throughout the school years. Some subjects are studied all the way through high school. However, the older the children get, the more choice they have in what subjects they like or need for further study. In Russia, school is primarily a knowledge base, which is important for admission to the university. In foreign schools, along with academic knowledge, a lot of focus is on developing soft skills. This includes, first of all, leadership skills, not necessarily entrepreneurial ones; rather we are talking about organizing teamwork.
Over the last couple of years, according to experts in international education, American schools have set more ambitious goals for themselves: they want to raise proactive leaders who will contribute to a better future, to benefit the world.
Other soft skills taught abroad include emotional intelligence and time management. The schedule in foreign schools is quite strict, you have to plan everything yourself and be responsible for the result. In the future, this helps when you enter the university and, of course, in professional life.
Foreign education is more practice-oriented. Visual aids are often used to study various phenomena, such as electromagnetic radiation in physics. This allows students, firstly, to memorize the material better, and, secondly, to get a practical idea of what it is, why and how it may be needed in life.
“I have attended many classes of this nature, and all of the students as one do compare studying abroad to studying in their home schools. It’s not just students from Russia, but also from China and Argentina. They all say they like this kind of learning more and get motivated more. Naturally, it’s easier to teach children who are eager to acquire new knowledge. And, of course, foreign schools always try to find some common ground that will help students better understand the material and master the program”, says Natalia Kravets, Head of Secondary Education Department at ITEC Llc.
Thus, foreign education programs are structured so as to induce a desire to learn. The child, his or her desires, interests and motivation is at the center of the education process. No one is forcing anyone to study or take extra classes or cram. Teachers and tutors help the students, support and motivate them, and are always there for the students to come for advice and recommendations.
“Sometimes even just by talking to the teacher, the child will hear that everything is fine and good, they just need to keep learning. The child calms down, stops being nervous, and after a while, everything starts to work out”, Natalia Kravets says.
How school abroad changed
If you look at the span of the last 5-10 years, it is a fairly small period for education, but still quite indicative. The pandemic, digitalization, new subjects, the development of inclusivity, and globalization, have all had an impact on schools.
One significant change is the STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) educational model. This is a specialized interdisciplinary training in biology, physics, chemistry, engineering, and mathematics in the context of solving real-life technological problems. For example, robotics and rocket science are based on STEM. A person doesn’t have to learn everything, to build the Starship space rocket like Elon Musk. The work can be done in teams.
STEM education in American schools began about 10 years ago. In Russia, STEM education was first mentioned in the last three years, when articles on the topic began to appear in business publications. Meanwhile, the concept got a new wave of development in the West: the letter A, which stands for Arts, was added to the STEM acronym. It turned out a new concept — STEAM.
“I think this is a very important addition, because Arts implies creativity and some new ideas, everything that machines and artificial intelligence cannot replace yet. The direction is still in its infancy, but it is becoming increasingly popular. I think it has a great future. Perhaps soon we will be assessing technology products in terms of how creative they are. Creative technologies are used, among other things, in the production of smartphones”, Natalia Kravets says.
There are educational institutions in Moscow and St. Petersburg that follow the principle of English boarding schools, which means that parents now have a choice: to send their child abroad or to educate him or her in Russian private schools, following the British system.
“Of course, when we talk to parents, we always point out that a British school in any country outside the UK is still a school that follows the mentality and language of the country where it is located”, says Tatyana Glitsan, Leading Consultant, IQ Consultancy.
How to choose a school abroad
The cost of education is probably the last thing parents consider when choosing where to send their child to study. First and foremost, Russian families are focused on the future results the school can deliver. As mentioned above, this is an opportunity to enter a top-ranking university.
The second aspect is the content of what the child will be doing at school. For example, someone needs a strong academic component to get into a particular major.
Another aspect is the atmosphere in the school, how friendly and pleasant it is. Everything matters: the location, teachers, and even the comfort of living Some companies advising on international education offer special diagnostics to reveal the child’s abilities and talents and facilitate professional self-determination in the future. This is what IQ Consultancy does in conjunction with the American Staffing Association.
“The Association studies the labor market around the world and makes predictions for the next six to ten years, regarding what professions will be in demand, what qualities and skills will need to be developed. The Association works with the Ivy League and top-ranking universities, so their tests are usually very helpful in getting the child firmly on the ground (given the right choice of subjects) or in seeing why they are underperforming in school. Perhaps it’s because he’s not doing the right thing at all, or there are some peculiarities in his training”, says Tatyana Glitsan.
The school as a community development center
Karina Sharin, in her book “How to Give Your Child a British Education without Going Broke and Losing Your Nerve”, quotes Mike Buchanan, executive director of the HMC (the Headmasters’ and Headmistresses’ Conference), an organization that brings together some 350 of the best private schools in Britain and fifty international schools, on what to look for when choosing a school. It is the relationship between teachers and students, the effectiveness of school leadership, and the school’s relationship with the local community, including residents and other schools.
There are so many events going on at the schools that parents get a calendar of events for the semester ahead, and there are so many sports sections, halls, clubs, and clubs on the boarding grounds that there is no need to take your child anywhere else.
According to the experts, children’s involvement in the local community is highly developed in British schools. For example, students who excel in physics give open classes to children who are not doing well in that subject at another school or in the lower grades. Sometimes the more affluent schools help equip the less affluent schools. In addition, volunteering and charity activities are also extensively developed: charity events, races are held in order to raise money and draw public attention to a social problem, such as helping the elderly.
“Parents are often engaged in school life. Both children and parents are frequently interviewed there because they believe that the school is a second family. Parents participate in charity and get-together events with other families. Networking that develops in this way is also very useful for schools. Parents are invited to share their experiences, to talk about their ups and downs, hardships and worries. Our Russian families are often intimidated by such things, as the vast majority are not accustomed to sharing their stories with someone, especially doing it in public. Very few people go for it. But, again, it’s very interesting and useful in terms of networking”, Natalia Kravets says.
American and Canadian schools also have strong enough PTAs (Parent-Teacher Associations) that perform big projects.
“Generally, parents are involved in the school life, with the school giving detailed answers to their questions and feedback on each child, the class, everything that happens in the school. Parents receive weekly newsletters, invitations to school events, from concerts and sports competitions to regular meetings with the principal or information updates. Often parents themselves participate in some theatrical productions”, says Tatyana Glitsan.
In Russia, such activities are still underdeveloped, and only individual private schools can afford them. Of course, schools should have a person to handle it all.
What russian schools lack
British schools are strong with their traditions: they have centuries-old history, are proud of the personal achievements of their students in sports, give not only the classical academic knowledge, but also inspire human values, develop soft skills and reveal talents. It is the culture of communication and own traditions that Russian schools still lack, experts say.
“School is, after all, a social institution in which a child spends many years. At school age, the mentor and the environment, the peers with whom the child is in constant contact, play a very important role. In most of our schools we talk about learning and knowledge, not culture and education. I would like to see some kind of influence from the school on teenage minds that are just forming and growing. Who will they be in the future, what ideas will they promote? What good will they do for themselves and society? There’s a lot of talk about this now in foreign schools — about ethnic diversity, about the importance of doing something good for the community, no matter who lives in it. In our country, unfortunately, this is not developed at all. And children are not only unenthusiastic about going to school, where they are simply given knowledge, but they also do not receive any development as individuals”, adds Natalia Kravets.
Russian schools need more involvement and enthusiasm on the part of the teachers to help children not just learn theory, but understand the world around them through the viewpoint of the subject being studied.
“It’s quite a lot of analytical work, which requires a lot of creativity on the part of the teacher and his/her desire to convey the topic of the lesson in a way that every child will be comfortable with. Not all children perceive the same information in the same way. In Russian schools, as a rule, teachers have a lot of paperwork and so they lack the emotional resources to tell children how the laws of physics relate to real life, why children need to learn it at all, and where it can be observed. And, of course, the equipment in the schools leaves much to be desired”, says Tatyana Glitsan.
What’s good about russian schools
However, things are not so bad in Russian schools. Our strengths are in the natural sciences: physics, mathematics, engineering. Schoolchildren and students from the CIS countries, Asia, Iran, and China come to Russia to study technical specialties in the future. And Russian students take first places in math, physics, and computer science at international Olympics.
In addition, a new format of schools has recently emerged, i.e. schools that do not only educate but also have a cultural component. They are located mostly in Moscow and St. Petersburg.
“These are private schools for the most part, available to a small number of people. But they have a community created on the basis of the schools and comprising students and teachers. They have a spirit of support and motivation that makes you want to come to school. Private schools can afford good equipment and visual aids, they can employ good teachers with a great desire to work in the school, to teach children, to see their eyes sparkling with interest. In a foreign school, it is difficult to imagine a person who just comes to class, conducts the lesson and ticks a box in the class register. The teachers there have a benevolent and motivating approach. And naturally, children react differently to them. This approach is just gaining ground in our private schools. This is very encouraging to see”, says Natalia Kravets.
According to the expert, the schools of the future will develop towards ensuring a holistic development of the child, raising awareness in children and parents.
Another feature of our education that is not available abroad is the opportunity to participate in numerous School Olympics, creative shifts and camps, which any Russian student can apply to. For example, Sirius Educational Center offers monthly intensive programs in the following areas: “Science”, “Art”, and “Sports”, for children ages 10 to 17 from all parts of Russia. Children learn from the best teachers, experts and coaches, meet managers of Russian companies, famous scientists, artists, athletes and writers.
“Overall, the students of today have more opportunities than what they did 15 to 20 years ago. Thanks to advanced digitalization, the Olympics are available to anyone. In no other country I was talking about, a child can join the Olympics from anywhere and compete with anyone. It’s not really about the school, but about the opportunities provided by the state. But in any case, students have access to regular newsletters, competition announcements, etc. You can try yourself even if you don’t have the funding or great knowledge”, says Natalia Kravets.
There are quite a few teachers in Russian schools who know how to bring children together and give them a sense of community. Students graduating from the 11th grade tend to speak with great warmth about their years in school and their teachers. There is a tradition of alumni reunions.
“We still have teachers who are enthusiastic about their work. And, of course, we have a lot of motivated kids who are eager to learn. We have children with unique abilities. The credit also goes to the teachers, to a larger extent. The school equipment changes, the teachers’ attitudes toward children are changing. After all, they do understand a child is a child, and learn to find their ways with the kids, learn to find the time for each child, using different methods and experience of foreign schools. It’s just that this approach is not being widely implemented yet. But let’s hope that things will be different in the school of the future”, Tatyana Glitsan concludes.
Yulia Vyatkina
Editor, Positive Changes Journal
DOI 10.55140/2782-5817-2022-2-S1-22-29
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl