Щупальца прогресса: как потребление ведет нас к кризису
Apple, Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Amazon — эти четыре компании обрели неслыханное для частного бизнеса экономическое влияние. Мы ни за что не расстанемся с нашими смартфонами, сотнями подписчиков в соцсетях и возможностью в два клика заказать со скидкой новую карту. Проблема в том, что бесконтрольное потребление ведет нас к кризису, масштабы которого сложно даже вообразить.
За последнее десятилетие Amazon, Apple, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Google обрели колоссальное экономическое влияние. Их совокупная стоимость — около $2,8 трлн, что соизмеримо, например, c ВВП Франции. Насколько они велики в действительности? Amazon с капитализацией $591 млрд сегодня стоит больше, чем 12 крупнейших американских розничных сетей вместе взятых. Совокупная стоимость Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Google приблизительно равна $1,3 трлн. На эти деньги можно купить все крупнейшие рекламные агентства мира, пять медиагигантов калибра Disney и 21 Century Fox, первую пятерку американских операторов связи, а на сдачу безбедно дожить до старости и обеспечить внуков.
Капитализация Apple — $900 млрд, и это самая дорогая компания мира. А ее маржинальная прибыль составляет 32%. Это показатель, характерный для брендов премиум-сегмента, например, Hermes (35%) и Ferrari (29%). Только Apple не шьет изысканные сумки и не собирает технически совершенные спорткары, а производит массовую электронику. В 2016 году она заработала $46 млрд — значительно больше, чем любая другая компания в США.
Богатство и влияние компаний «большой четверки» растет на глазах. Как это вышло? Продукты Google, Amazon, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Apple стали незаменимыми — как органы нашего тела.
Google: Мозг
Наш мозг развит достаточно, чтобы задавать очень сложные вопросы. Но недостаточно, чтобы на них отвечать. С тех пор как человек покинул пещеру, он привык решать эту проблему обращением к богу.
С развитием технологий мы нашли ответы на многие вопросы, но некоторые из них так и остались без ответов. А где есть спрос — появляется предложение. Мы обращаемся к Google как к всезнающему пророку, готовому ответить на любой вопрос, от самого банального до метафизического. Google — наш современный бог. Он делится знанием с каждым, независимо от происхождения и уровня образования, просто подключитесь к интернету. Будет ли ребенок здоров? Окей, «Гугл», как лечить корь? Нападут ли враги? Список стран с активной ядерной программой.Сколько страхов, надежд и желаний мы доверили поисковой строке? Есть ли кто-то, кто знает нас лучше, чем Google?
Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): Сердце
Одна из базовых потребностей человека — любить и быть любимым. Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) дает 2,1 млрд пользователей инструмент, утоляющий их потребность в любви. Лайк, комментарий, трогательное видео, созданное программой из ваших фотографий и постов, — нескольких минутв соцсети достаточно, чтобы выразить свои чувства или напомнить кому-то, что вы о нем думаете.
Amazon: Желудок
Человек устроен так, что даже после сытного ужина потянется за десертом. Это инстинкт, обеспечивавший выживание нашим предкам. Недостаточно съешь — умрешь голодной смертью. Переешь — ничего страшного, максимум помучаешься вздутием. Сегодня в наших шкафах примерно в десять раз больше одежды, чем нам необходимо. Если смотреть на вещи рационально, в бесконечном потреблении нет никакого смысла. Но наш разум не способен подавлять инстинкты. Amazon — это огромный желудок нашего потребительского «я». Склады компании питают 64% американских семей, ежемесячно оплачивающих премиальную подписку. Amazon используют лучшую торговую схему всех времен — «покупайте больше, платите меньше» — и делают это эффективнее, чем любая другая компания.